Госсе Петер
Го́ссе Пе́тер (Peter Gosse) (род. 6.10.1938, Лейпциг), немецкий поэт, писатель, эссеист, драматург.
Родился в рабочей семье (отец – токарь). Окончил среднюю школу в Лейпциге. В 1956 г. сдал экзамены на аттестат зрелости на рабоче-крестьянском факультете университета в г. Галле. В 1956–1962 гг. учился в Московском энергетическом институте. В эти годы проявил интерес к поэзии, принимал участие в культурной жизни Москвы: посещал публичные литературные чтения, поддерживал отношения с Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной. С 1962 г. работал в Лейпциге инженером в области разработки радарных систем.
В 1967 г. выпустил сборник репортажей «Диаграммы направленности. Молодёжь накануне Пятидесятилетия» («Antennendiagramme. Junge Leute vor dem 50»), в котором описал свои впечатления от поездок по городам Советского Союза (Москва, Дубна, Бухара, Ташкент), встречи с учёными, бытовую и литературную жизнь СССР накануне 50-летия Октябрьской революции 1917 г. Книга обратила на себя внимание необычным стилем повествования – отсутствием авторских комментариев и живыми диалогами. С 1968 г. зарабатывал на жизнь писательским трудом, писал эссе для различных периодических изданий.
Известность принесли лирические произведения, начиная с первого стихотворного сборника «Анти-осеннее-безвременное» («Аntiherbstzeitloses», 1968).
Наряду с К. Микелем, Х. Чеховски, А. Эндлером, Ф. Брауном, С. Кирш, Р. Киршем входил в круг авторов, принадлежащих к саксонской поэтической школе, определявшей поэтический ландшафт ГДР в 1960-х – начале 1970-х гг. На стихи Госсе, как и на лирику других поэтов школы, оказало существенное влияние поэтическое творчество Г. Маурера.
С 1971 г. преподавал в «Институте литературы имени И. Р. Бехера» (ныне Немецкий литературный институт в Лейпциге). В 1984 г. получил должность доцента, в 1985–1993 гг. вёл семинар по поэзии; в 1993 г. исполнял обязанности директора.
В 1975 г. опубликовал поэтический сборник «Определение координат: стихотворения и заметки» («Ortungen : Gedichte und Notate»), в 1982 г. – «Отъезд из Византии» («Ausfahrt aus Byzanz»).
Лирика Госсе проникнута жизнелюбием. Её отличают импрессионистическая направленность, предельная точность в передаче субъективных впечатлений, использование неологизмов, разнообразие форм: классический рифмованный стих, в том числе сонеты, свободный стих, стихотворения в прозе. В 1976 – начале 1980-х гг. находился под наблюдением Министерства госбезопасности ГДР из-за отказа подписать заявление о согласии с лишением гражданства В. Бирмана.
В 1980-х гг. создал ряд сценариев для радиоспектаклей – «Позволить жить» («Leben lassen», 1980; поставлен в Берлине в 1981), «Смерть Орфея» («Tod des Orpheus», 1986); пьес – «Пальмира» («Palmyra», 1982), «Пасха 30» (Ostern 30, 1986) и др.
В 1986 г. опубликовал книгу «Середина зрелости : Стихотворения. Истории. Пьесы. Эссе» («Erwachsene Mitte : Gedichte, Geschichten, Stücke, Essays»), в которой критически оценивал жизнь в ГДР.
В 1988 г. – приглашённый профессор в Университете Северной Айовы и Гриннелл-колледже (США). С 2002 г. – член Саксонской академии художеств, в 2008-2011 гг. – её вице-президент.
В 2013 г. выпустил сборник эссе «О постепенной выделке мира при сочинении стихов» («Über das allmähliche Verfertigen von Welt im Dichten»), в котором писал, в частности, о С. А. Есенине, Ю. О. Домбровском, Б. А. Ахмадулиной, Е. А. Евтушенко.
В 2018 г. опубликовал сборник воспоминаний «Пеммикан. Моя жизнь, рассказанная Ф., моему внуку» («Pemmikan. Mein Leben, F. erzählt, meinem Enkel»), где описал и свои студенческие годы, проведённые в Советском Союзе.
Переводил на немецкий язык произведения Б. А. Ахмадулиной, В. С. Высоцкого, Н. А. Заболоцкого, Н. Г. Турбиной и др.
Премия г. Лейпциг в области искусств (1984), премия Генриха Гейне (1985), премия Генриха Манна (1991) и другие награды.