Бирман Вольф
Би́рман Вольф (Wolf Biermann) (род. 15.11.1936, Гамбург), немецкий поэт, автор и исполнитель песен.
Отец – Дагоберт Бирман (1904–1943), рабочий-коммунист, еврей, участник Движения Сопротивления, в 1937 г. был арестован; убит в Освенциме.
Бирман учился в реальной гимназии в Гамбурге. Став под влиянием матери убеждённым коммунистом, в 1953 г. переехал в ГДР, закончил школу-интернат в г. Гадебуш. В 1955–1957 гг. изучал политическую экономию в Берлинском университете Гумбольдта. Прервал обучение и устроился помощником режиссёра в театр «Берлинер ансамбль». В 1959–1963 гг. в Берлинском университете изучал философию и математику.
Стихи и песни начал писать в 1960 г., вдохновлённый знакомством с Х. Эйслером. В 1961–1963 гг. руководил «Рабочим и студенческим театром» (bat-Studiotheater) в Берлине. Пьеса Бирмана «За невестой – в Берлин. Пьеса о двенадцатом августа» («Berliner Brautgang : Ein Stück um den zwölften August», 1961), затрагивающая тему возведения Берлинской стены, была запрещена к постановке. В 1962 г. в антологии «Любовные стихотворения» («Liebesgedichte») состоялась первая публикация – подборка стихотворений. В том же году впервые публично выступил с чтением стихов, в которых руководство Социалистической единой партии Германии усмотрело нападки на власть и отказало в приёме в партию. В 1964–1965 гг. выступал с концертами в ГДР и ФРГ.
После публикации в ФРГ первого сборника стихов «Проволочная арфа» («Die Drahtharfe», 1965) и выхода грампластинки «Вольф Бирман (с Востока) в гостях у Вольфганга Нойсса (на Западе)» [«Wolf Biermann (Ost) zu Gast bei Wolfgang Neuss (West)», 1965] приобрёл популярность как автор-исполнитель песен левого протеста. В своих песнях Бирман наследовал традициям немецкого музыкально-политического театра (Б. Брехт, Х. Эйслер), сатирической поэтике Г. Гейне и пародийно-натуралистической манере Ф. Вийона. В 1965 г. на выступления и публикацию стихов Бирмана в ГДР был наложен запрет. Магнитофонные записи и стихи расходились в самиздате. Министерство госбезопасности ГДР установило за Бирманом круглосуточную слежку.
В 1968 г. вышел сборник стихов и песен «На языках Маркса и Энгельса» («Mit Marx – und Engelszungen»). В том же году Бирман в подпольной студии записал альбом «Шоссештрассе 131» («Chausseestraße 131», премия Теодора Фонтане, 1969). Публично передал премию Внепарламентской оппозиции в ФРГ и пожертвовал средства на юридическую помощь преследуемым по политическим основаниям в Западной Германии.
В 1972 г. в ФРГ опубликовал поэму «Германия. Зимняя сказка» («Deutschland. Ein Wintermärchen»), сатирическое описание путешествия поэта по двум Германиям, насыщенное яростной гротескной критикой обеих политических систем и одновременно пронизанное мечтами о достойном и справедливом будущем родной страны. В сентябре 1976 г. выступил с концертом в ГДР. В ноябре того же года Бирману разрешили выехать с гастролями в ФРГ. После его концерта в Кёльне он был лишён гражданства на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии. Решение властей вызвало в ГДР протесты в кругах творческой интеллигенции. Бирман поселился в Гамбурге. В ФРГ продолжил записывать альбомы и выступать с концертами, критикуя партийную диктатуру, однако не отказываясь от коммунистических взглядов. Министерство госбезопасности ГДР продолжило наблюдение за Бирманом и на территории Западной Германии.
В 1977 г. в Гамбурге вступил в Коммунистическую партию Испании, провозгласившую политику еврокоммунизма, однако в начале 1980-х гг. отказался от своих коммунистических убеждений.
В декабре 1989 г., через 25 лет после высылки, получил возможность выступить в ГДР. Концерт в Лейпциге транслировали в прямом эфире телеканалы обеих немецких стран. В январе 1990 г. в числе демонстрантов, взявших под контроль штаб-квартиру Министерства госбезопасности в Берлине, препятствовал уничтожению архивов, в которых содержалось, в частности, и досье на него. Переводил на немецкий язык и исполнял песни В. С. Высоцкого, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы. В 1993–1995 гг. приглашённый профессор Дюссельдорфского университета.
В 1990-х гг. Бирман проявил интерес к еврейской культуре, неоднократно выступал в Израиле. В 1994 г. перевёл с идиша и положил на музыку поэму погибшего в Освенциме еврейского поэта и драматурга И. Каценельсона (1885–1944), опубликовав её под названием «Великая песнь об убиенном еврейском народе» («Großer Gesang vom ausgerotteten jüdischen Volk»). В 1996 г. стал одним из основателей «Гражданского бюро» (Bürgerbüro), оказывающего помощь пострадавшим от политических репрессий в ГДР.
В 2008 г. Университет Гумбольдта присвоил Бирману учёную степень почётного доктора философии. В 2014 г., по случаю 25-летней годовщины падения Берлинской стены, был приглашён выступить на заседании Бундестага с песней «Ободрение» («Ermutigung», 1968). Призывавшая не ожесточаться в тяжёлые времена, эта песня стала в ГДР негласным гимном для многих представителей оппозиционно настроенной интеллигенции и политзаключённых. Взяв слово вопреки протоколу, певец выступил с резкой критикой в адрес левых депутатов.
В 2016 г. выпустил автобиографию «Не жди лучших времён!» («Warte nicht auf bessere Zeiten!: die Autobiographie»), носящую название одной из его наиболее популярных песен. В 2019 г. опубликовал сборник «Барбара. Новеллы о любви и другие истории о хищных зверях» («Barbara: Liebesnovellen und andere Raubtiergeschichten»).
В настоящее время живёт и работает в Гамбурге.
Премия Георга Бюхнера (1991), премия Генриха Гейне (1993), премия Эрнста Толлера (2018) и другие награды.