Гипоидная передача
Гипо́идная переда́ча, механизм для передачи вращения между скрещивающимися валами, не лежащими в одной плоскости, при помощи конических зубчатых колёс; является упрощённым вариантом передачи с гиперболоидными зубчатыми колёсами, которые из-за сложности в изготовлении практически не применяются. Начальными поверхностями гипоидных зубчатых колёс служат поверхности усечённых конусов (короткие части гиперболоидов вращения), вершины осей которых не совпадают. В гипоидной передаче ось малого колеса смещена относительно оси большого колеса (рис.), в результате чего появляется возможность продлить длину обоих валов, т. е. передавать вращение на механизмы, удалённые от привода; угол скрещивания осей обычно равен 90°. В зависимости от назначения и требуемой нагрузки передачи гипоидные колёса могут иметь косые и криволинейные зубья, получаемые методом обкатки на зуборезных станках. Благодаря линейному контакту зубьев и большому числу пар зубьев, находящихся в зацеплении, гипоидная передача обладает большой нагрузочной способностью, например, по сравнению с цилиндрический винтовой передачей; обеспечивается хорошее притирание сопряжённых поверхностей, плавная и бесшумная работа передачи. Передаточное число гипоидной передачи не превышает 10, в некоторых случаях достигает 30 и более. Для предупреждения повышенного износа и создания равномерного смазочного слоя применяются масла со специальными присадками (гипоидные смазки), а также термообработка зубьев до высокой твёрдости. Гипоидные передачи устанавливают в приводах ведущих колёс автомобилей и тракторов, в текстильных машинах для передачи движения от одного вала многим десяткам веретён, в металлорежущих станках для обеспечения высокой точности обработки при большом передаточном отношении и др.