Генрих Гентский
Ге́нрих Ге́нтский (Анри де Ган; лат. Henricus de Gandavo, Henricus Goethals a Gandavo, Henricus Gandavensis; фламанд. Hendrik van Gent; франц. Henri de Gand) (около 1217, Гент – 29.6.1293, Турне), фламандский богослов и философ, представитель августинианства. Почётный титул «общепризнанный доктор» (лат. doctor solemnis). Магистр теологии Парижского университета (1276–1292); архидиакон Брюгге (с 1276) и Турне (1278–1279). Главные работы: «Теологическая сумма» («Summa theologica», или «Summa quaestionum ordinarium»), «Теологические кводлибеты» («Quodlibeta theologica»).
Исходя из идеи сущего (бытия, ens), включающего в себя как воображаемое сущее (лат. res secundum opinionem), так и истинно сущее (лат. res secundum veritatem), существующее или могущее существовать в реальности, Генрих Гентский считал, что истинно сущее (как действительное, так и возможное) отличается от воображаемого сущего обладанием сущностным бытием (лат. esse essentiae), действительное же сущее отличается от лишь возможного обладанием экзистенциальным бытием (лат. esse existentiae actualis). Однако различие между этими видами бытия (т. е. между сущностью и существованием) не является реальным, как считали Фома Аквинский и его последователи, но имеет только интенциональный характер: оно определяется различным отношением вещей к Божественному разуму как их формальной причине (Бог изначально знает сущность всех вещей) и к Божественной воле как их производящей первопричине. Генрих Гентский полагает наличие в человеке двух субстанциальных форм: разумной души и формы человеческой телесности (лат. forma corporeitatis). Свободная воля человека имеет приоритет перед его разумом и может пренебрегать его рекомендациями: предлагаемый разумом объект есть лишь обязательное условие волевого акта, но не его причина.