«Fratres»
«Fratres» (с лат. «Братья»), сочинение для свободного состава инструментов А. Пярта (1977). Одно из самых популярных произведений композитора.
Посвящено ансамблю старинной музыки Hortus musicus и впервые исполнено им в 1977 г. в Риге. Существует ряд версий инструментовки: для скрипки и фортепиано (1980, посвящение Елене и Гидону Кремерам); для 4, 8 или 12 виолончелей (1982, посвящение ансамблю «Двенадцать виолончелистов» Берлинского филармонического оркестра); для струнного квартета (1985, 2-я редакция 1989); для виолончели и фортепиано (1989, аранжировка Д. Швальке), для духового октета и ударных (1990, аранжировка Б. Бринера), для струнного оркестра и ударных (1991, памяти Э. Тубина), для скрипки, струнного оркестра и ударных (1992), для тромбона, струнного оркестра и ударных (1993, аранжировка К. Линдберга), для виолончели, струнного оркестра и ударных (1995); для гитары, струнного оркестра и ударных (2000, 2-я редакция 2002, аранжировка М. Барруэко); для альта и фортепиано (2003, аранжировка Л. А. Томтера); для духового оркестра (2004, аранжировка Й. Штерта); для 4 исполнителей на ударных (2006, аранжировка В. Кригуля); для альта, струнного оркестра и ударных (2008); для трио блокфлейт, ударных и виолончели (или виолы да гамба; 2009, аранжировка П. Тальхаймера), для квартета саксофонов (2002, издание 2015).
Произведение написано в технике тинтиннабули, в основе которой лежит соединение мелодического голоса (М-голоса), опирающегося на диатонику, и голоса, двигающегося по звукам тонического трезвучия (Т-голоса). Лад минорного наклонения с устоем a (версии для ансамбля виолончелей и для струнного квартета транспонированы на тон вниз, поэтому имеют устой g). Т-голос затрагивает только звуки тоники (в данном случае ля-минорного трезвучия). Звукоряд М-голоса в «Fratres» содержит увеличенную секунду (b – cis), в отличие от полной диатоники предыдущих пьес, написанных в этой технике (например, «In spe», 1976; «Cantus in memory of Benjamin Britten», 1977). М-голос дублирован в интервал децимы (с сохранением звукоряда). Вся пьеса выдержана на двойном органном пункте.
Форма пьесы – тема и 8 вариаций (в версиях для ансамбля виолончелей и для струнного квартета – 7). В основе темы – трёхтактовая фраза в моноритмической фактуре и её повторение с инверсией М-голосов (структурная особенность мелодии – её инверсия равна ракоходу). В версии для скрипки с фортепиано тема (6 тактов) представляет собой виртуозную каденцию скрипки с фигурационным изложением гармонической основы. Рост мелодической структуры в М-голосах происходит по аддитивному принципу: каждый такт в фразе расширяется путём последовательного удаления от осевого (начального) тона на секунду, терцию и кварту. Каждая вариация представляет собой восьмитакт, разделённый на сегменты: 2 такта + 6 тактов. Начальные звуки верхнего М-голоса в вариациях образуют нисходящую терцовую последовательность в рамках избранного звукоряда (cis3 – a2 – f2 – d2 – b1 – g1 – e1 – cis1).
Среди музыкантов, записавших «Fratres»: Г. Кремер (скрипка, совместно с пианистом К. Джарреттом), ансамбль «Двенадцать виолончелистов» Берлинского филармонического оркестра (1984, лейбл ECM); Э. А. Майерс (скрипка, совместно с пианистом Эгути Акирой; 2018, лейбл Avie).
Музыка пьесы неоднократно использовалась в художественных и документальных фильмах, среди них – художественный фильм «Нефть» (2007, режиссёр П. Т. Андерсон).