Франция. Современный танец
Совреме́нный та́нец во Фра́нции. Современный танец появился во Франции в 20 в., в период между двумя мировыми войнами. Полуподпольные группы не имели государственной поддержки. С 1930-х гг. во Франции искали убежища многие немецкие танцовщики (Д. Берёзка, Ж. Вейт, Л. Шильд и др.). Ученики М. Вигман – Дж. Эндрюс (США), Ж. Робинсон (Великобритания) и К. Вейнер (Германия) – создали в 1953 г. в Париже одну из первых профессиональных трупп танца модерн – «Соратники танца» (Les Compagnons de la danse, существовала до 1962). В 1955 г. Робинсон основала «Ателье танца», Вейнер в 1958 г. – «Современные балеты», Эндрюс в 1964 г. – «Труппу Джерома Эндрюса». Пионеры французского танца модерн Д. и Ф. Дюпюи создали «Балет модерн Парижа» (1955–1978) и первый во Франции фестиваль танца модерн в Ле-Бо-де-Прованс. В 1969 г. в пригороде Парижа, Баньоле, учреждён конкурс современной хореографии «Балет завтрашнего дня», победителями которого за 20 лет стали все ключевые фигуры современного танца Франции: А. Прельжокаж, Ж. Бувье, Р. Обадия, Д. Багуэ, М. Марен, К. Сапорта, Ж.-К. Галлотта и др. Это поколение известно под названием «Новый французский танец».
Сцена из постановки «May B». Хореограф Маги Марен. Фестиваль «Vaison Danses», 2008.В результате политики децентрализации по всей стране созданы национальные хореографические центры (Анже, Бельфор, Биарриц, Кан, Кретей, Гренобль, Ла-Рошель, Гавр, Марсель, Монпелье, Мюлуз, Нанси, Нант, Орлеан, Рен, Рийё-ла-Пап, Рубе, Тур, Экс-ан-Прованс) под руководством лауреатов конкурса в Баньоле. В начале 1970-х гг. во Франции начала работать ученица американского хореографа А. Николайса К. Карлсон, а сам хореограф в 1978 г. возглавил новый Национальный центр современного танца в Анже, ставший первым профессиональным учебным заведением, дающим диплом артиста современного танца.
С 1970-х гг. молодые хореографы активно стажировались в США (у М. Каннингема, Х. Лимона, М. Грэхем, П. Тейлора и др.). В 1980 г. открылся Дом танца в Лионе, в 1998 г. – национальные центры танца в Париже и Лионе. С начала 1990-х гг. балетная труппа Лионской оперы стала главной в стране в современном балете: в репертуар входили постановки М. Эка, У. Форсайта, М. Марен, А. Т. де Керсмакер, Р. Малифанта, Б. Мильпье и др.
В 1998 г. бывшая прима-балерина Парижской оперы М.-К. Пьетрагалла возглавила труппу Национального балета Марселя. С 1993 г. Ж.-К. Майо руководит Балетом Монте-Карло. В конце 1990-х гг. активно развивается новое поколение современных хореографов в направлении «не-танец» (non-danse), где яркими представителями стали Борис Шармац (Борис Шармас), Ксавье ле Руа и Жером Бель. «Не-танец» иногда сравнивают с американским постмодерном в танце в силу того, что не красота движения интересует хореографа, а, скорее, идея или концепция замысла. В те же 1990-е гг. распространение получает направление «видеотанец», где особенно ярко проявляли себя Р. Шопино, Р. Обадия, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др. С начала 2000-х гг. уличная танцевальная культура, в частности хип-хоп, начинает завоёвывать сценические пространства: так, в 2008–2009 гг. Мурад Мерзуки и Кадер Атту становятся директорами двух хореографических национальных центров, выводя таким образом уличный танец на профессиональную сцену.
С 2022 г. на базе центра в Анже создан фестиваль современного танца Conversations. К 2022 г. балетными труппами многих европейских театров руководят бывшие этуали Парижской оперы: Н. Ле Риш – Королевским шведским балетом, Л. Илер – Баварским балетом, М. Легри – «Ла Скала» и др. В Париже современный танец широко представлен в таких театрах, как «Шатле», «Театр де ла Виль», театр «Шайо», Театр Елисейских Полей.
Центр Помпиду предлагает разного формата мероприятия, связанные с современным танцем. Национальный центр танца в Париже регулярно проводит камерные показы современных хореографов, а с 2022 г. выпускает масштабный онлайн-журнал о танце CND magazine.
В 2014 г. К. Карлсон создала свою труппу – Carolyn Carlson Company, которая в первые 2 года существовала в виде резиденции в театре «Шайо». Национальные хореографические центры делают доступным танцевальное искусство в своих регионах, предлагая стажировки, площадки, доступ в медиатеку и на лекции, обсуждения спектаклей, открытые репетиции, занятия для профессионалов и любителей разного возраста.
Ежегодно проводятся фестивали: «Балет завтрашнего дня» (с 1969; в 1995 переименован в «Международные хореографические встречи в Сен-Сен-Дени»), «Осенний фестиваль» в Париже (с 1972), «Монпелье данс» (с 1981), Фестиваль танца в Каннах (с 1985), Биеннале танца в Лионе (с 1984), «Танцевальное лето» (Les étès de la Danse, с 2005). Танцу посвящена значительная часть программы Авиньонского фестиваля. Международные балетные и танцевальные конкурсы проводятся в Париже, Лионе, Анси, Биаррице, Вуароне, Грасе, Каркасоне, Сен-Клу, Тулоне, Экс-ан-Провансе и др.