Франция. Современный танец
Совреме́нный та́нец во Фра́нции. Современный танец появился во Франции в 20 в., в период между двумя мировыми войнами. Полуподпольные группы не имели государственной поддержки. С 1930-х гг. во Франции искали убежища многие немецкие танцовщики (Д. Берёзка, Ж. Вейт, Л. Шильд и др.). Ученики М. Вигман – Дж. Эндрюс (США), Ж. Робинсон (Великобритания) и К. Вейнер (Германия) – создали в 1953 г. в Париже одну из первых профессиональных трупп танца модерн – «Соратники танца» (Les Compagnons de la danse, существовала до 1962). В 1955 г. Робинсон основала «Ателье танца», Вейнер в 1958 г. – «Современные балеты», Эндрюс в 1964 г. – «Труппу Джерома Эндрюса». Пионеры французского танца модерн Д. и Ф. Дюпюи создали «Балет модерн Парижа» (1955–1978) и первый во Франции фестиваль танца модерн в Ле-Бо-де-Прованс. В 1969 г. в пригороде Парижа, Баньоле, учреждён конкурс современной хореографии «Балет завтрашнего дня», победителями которого за 20 лет стали все ключевые фигуры современного танца Франции: А. Прельжокаж, Ж. Бувье, Р. Обадия, Д. Багуэ, М. Марен, К. Сапорта, Ж.-К. Галлотта и др. Это поколение известно под названием «Новый французский танец».
В результате политики децентрализации по всей стране созданы национальные хореографические центры (Анже, Бельфор, Биарриц, Кан, Кретей, Гренобль, Ла-Рошель, Гавр, Марсель, Монпелье, Мюлуз, Нанси, Нант, Орлеан, Рен, Рийё-ла-Пап, Рубе, Тур, Экс-ан-Прованс) под руководством лауреатов конкурса в Баньоле. В начале 1970-х гг. во Франции начала работать ученица американского хореографа А. Николайса К. Карлсон, а сам хореограф в 1978 г. возглавил новый Национальный центр современного танца в Анже, ставший первым профессиональным учебным заведением, дающим диплом артиста современного танца.
С 1970-х гг. молодые хореографы активно стажировались в США (у М. Каннингема, Х. Лимона, М. Грэхем, П. Тейлора и др.). В 1980 г. открылся Дом танца в Лионе, в 1998 г. – национальные центры танца в Париже и Лионе. С начала 1990-х гг. балетная труппа Лионской оперы стала главной в стране в современном балете: в репертуар входили постановки М. Эка, У. Форсайта, М. Марен, А. Т. де Керсмакер, Р. Малифанта, Б. Мильпье и др.
В 1998 г. бывшая прима-балерина Парижской оперы М.-К. Пьетрагалла возглавила труппу Национального балета Марселя. С 1993 г. Ж.-К. Майо руководит Балетом Монте-Карло. В конце 1990-х гг. активно развивается новое поколение современных хореографов в направлении «не-танец» (non-danse), где яркими представителями стали Борис Шармац (Борис Шармас), Ксавье ле Руа и Жером Бель. «Не-танец» иногда сравнивают с американским постмодерном в танце в силу того, что не красота движения интересует хореографа, а, скорее, идея или концепция замысла. В те же 1990-е гг. распространение получает направление «видеотанец», где особенно ярко проявляли себя Р. Шопино, Р. Обадия, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др. С начала 2000-х гг. уличная танцевальная культура, в частности хип-хоп, начинает завоёвывать сценические пространства: так, в 2008–2009 гг. Мурад Мерзуки и Кадер Атту становятся директорами двух хореографических национальных центров, выводя таким образом уличный танец на профессиональную сцену.
С 2022 г. на базе центра в Анже создан фестиваль современного танца Conversations. К 2022 г. балетными труппами многих европейских театров руководят бывшие этуали Парижской оперы: Н. Ле Риш – Королевским шведским балетом, Л. Илер – Баварским балетом, М. Легри – «Ла Скала» и др. В Париже современный танец широко представлен в таких театрах, как «Шатле», «Театр де ла Виль», театр «Шайо», Театр Елисейских Полей.
Центр Помпиду предлагает разного формата мероприятия, связанные с современным танцем. Национальный центр танца в Париже регулярно проводит камерные показы современных хореографов, а с 2022 г. выпускает масштабный онлайн-журнал о танце CND magazine.
В 2014 г. К. Карлсон создала свою труппу – Carolyn Carlson Company, которая в первые 2 года существовала в виде резиденции в театре «Шайо». Национальные хореографические центры делают доступным танцевальное искусство в своих регионах, предлагая стажировки, площадки, доступ в медиатеку и на лекции, обсуждения спектаклей, открытые репетиции, занятия для профессионалов и любителей разного возраста.
Ежегодно проводятся фестивали: «Балет завтрашнего дня» (с 1969; в 1995 переименован в «Международные хореографические встречи в Сен-Сен-Дени»), «Осенний фестиваль» в Париже (с 1972), «Монпелье данс» (с 1981), Фестиваль танца в Каннах (с 1985), Биеннале танца в Лионе (с 1984), «Танцевальное лето» (Les étès de la Danse, с 2005). Танцу посвящена значительная часть программы Авиньонского фестиваля. Международные балетные и танцевальные конкурсы проводятся в Париже, Лионе, Анси, Биаррице, Вуароне, Грасе, Каркасоне, Сен-Клу, Тулоне, Экс-ан-Провансе и др.