Европейская политика соседства
Европе́йская поли́тика сосе́дства (ЕПС; англ. European Neighbourhood Policy), отдельное измерение политики внешних связей Европейского союза (ЕС) со странами, граничащими с союзом на востоке и юге от него.
Цель политики, предложенной Европейской комиссией (ЕК) в 2003 г., состоит в создании благоприятного окружения (кольца друзей) из стран, которые смогут стать стабильными и предсказуемыми партнёрами ЕС. Ключевыми сферами сотрудничества ЕПС провозглашает: экономическое развитие, безопасность, миграцию и мобильность.
Страны – участницы ЕПС (на 2023): Алжир, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Молдавия, Палестинская автономия, Сирия, Тунис, Украина.
История ЕПС
К началу 2000-х гг. ЕС наработал определённую практику создания многосторонних форматов сотрудничества с зарубежными странами как находящимися по соседству от него (страны СНГ), так и расположенными в более отдалённых регионах (страны Южного Средиземноморья). В 1995 г. открыта программа Евро-средиземноморского партнёрства с 12 странами Африки и Ближнего Востока, а в 1999 г. инициировано партнёрство «Северное измерение» с Россией, Норвегией и Исландией.
Завершение переговорного процесса между ЕС и 10 новыми кандидатами в члены союза (Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Латвия, Эстония, Литва, Болгария, Чехия, Словения) в 1998 г. актуализировало вопрос о будущих восточных границах ЕС. Между странами-членами начались дискуссии о выборе соответствующего формата сотрудничества с новыми соседями с учётом имеющегося у ЕС опыта.
Обоснование в необходимости реализации ЕПС озвучено ЕК в марте 2003 г. в документе «Расширенная Европа – новое соседство: новый формат для отношений с нашими восточными и южными соседями». В связи с намеченным на 2004 г. расширением ЕС и вступлением в его ряд 10 новых стран-членов (Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения), ЕК предложила создать новый формат сотрудничества со странами, которые отныне становились соседями расширенного ЕС. Это позволило бы обезопасить внешние границы ЕС через выстраивание устойчивых связей с сопредельными государствами по всему его периметру, исключив появление разделительных линий между новыми членами ЕС и их соседями.
С начала переговоров о вступлении в 1998 г. и до запуска ЕПС в 2003–2004 гг. новые государства-члены из Восточной Европы (в то время ещё кандидаты на членство в ЕС) оказывали существенное влияние на европейскую повестку дня, в том числе в включении вопросов сближения с новыми соседями ЕС. Став членами союза, страны Центральной и Восточной Европы, прежде всего Польша и страны Балтии, начали активно продвигать ЕПС в попытке охватить всё новых участников из состава стран СНГ. В их поддержку выступали и влиятельные члены ЕС из Западной Европы (Великобритания, Германия и Швеция), в то время как Франция, Италия и Испания больше склонялись в сторону расширения ЕПС за счёт вовлечения в неё стран Магриба.
Как следствие, круг вовлечённых в ЕПС стран постоянно расширялся и достиг 16 государств Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, которые традиционно имеют прочные исторические, экономические и культурные связи со странами-членами ЕС.
Вовлечение в ЕПС всё большего числа государств с разными типами социально-политических систем способствовало её географической фрагментации и появлению 2 самостоятельных партнёрских проектов ЕС – Союза для Средиземноморья (2008) и «Восточного партнёрства» (2009).
Конфликты на территории стран постсоветского пространства («Революция роз» 2003–2004 в Грузии, «оранжевая революция» на Украине в 2004–2005) и Ближнего Востока («Арабская весна»), ставшие вызовом для безопасности ЕС, способствовали активизации ЕПС в 2010-х гг. В мае 2011 г. ЕС объявил о пересмотре ЕПС, а в 2015 г. обнародовал специальный обзор ЕПС, выделив на реализацию политики дополнительные средства и провозгласив намерения углубить масштабы сотрудничества со странами, принимающими в ней участие.
После начала пандемии COVID-19, нанёсшей значительный ущерб внешним связям ЕС, ЕК предприняла усилия по активизации сотрудничества со странами – участницами ЕПС, приняв два совместных заявления – одно для стран «Восточного партнёрства» (Восточное соседство) (2020), а другое – для участников Барселонского процесса и членов Союза для Средиземноморья (Южное соседство) (2021).
Структура и функции ЕПС
Исходя из целей и принципов ЕПС формируется и его структура. Согласно стратегическому докладу ЕК от 12 мая 2004 г., она подразделяется на два функциональных раздела – политический и специальный.
Политический раздел базируется на общности ценностей и путях внедрения норм ЕС в законодательство стран – участниц ЕПС, что должно привести национальные правовые системы к сближению с правовой системой ЕС. К таковым относятся требования соблюдать нормы и принципы защиты прав человека и верховенства права в процессе внутренних демократических реформ. Заимствование норм странами –участницами ЕПС призвано в наиболее полной мере приблизить их к стандартам ЕС в различных областях внутренней и внешней политики, международных отношений и безопасности. Степень такой близости измеряется на основе т. н. контрольных показателей.
Аналогичным образом устроен и специальный раздел, который также подразумевает необходимость заимствования норм права ЕС, но в области социально-экономических связей – экономики, торговли, энергетики, транспорта, окружающей среды, науки и человеческих контактов через различные программы и проекты.
Экономическая составляющая ЕПС играет важнейшую роль, будучи нацеленной на постепенное формирование между ЕС и соседями-партнёрами «четырёх свобод» (свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы).
Структура ЕПС
Главными руководящими органами ЕПС являются Комиссия ЕС и Европейская служба внешних связей, в задачи которых входит подготовка документов (докладов о ситуации в странах-кандидатах в ЕПС, планов действия), которые заключаются с каждой страной-участницей. Планы действий утверждаются на уровне Совета ЕС и национальных органов власти стран-участниц, проходят одобрение специальными совместными органами, созданными между ЕС и страной ЕПС. Эти же органы отвечают за мониторинг выполнения планов. На основе этих данных комиссия составляет отчёты о их выполнении.
Цели и принципы ЕПС
Особенностью ЕПС является её коллективный характер – отношения между ЕС и отдельными странами подчинено общей логике, целям и принципам этой региональной политики.
Процесс расширения ЕПС строится на принципе дифференциации, который способствует упрочению партнёрских связей со странами-участницами на основе взаимно согласованного плана действий. Дифференциация, таким образом, «приспосабливается» под отношения с каждой страной, её потребности и возможности, а также общие интересы с ЕС.
Несмотря на изначально провозглашённый принцип «всё, кроме институтов», означающий интеграцию соседей ЕС с этим союзом, но без вступления в него, дифференциация всё же сохраняет за отдельными соседями возможность стать полноправными членами союза в будущем. Это правило распространяется на тех участников ЕПС, которые географически находятся в Европе (Восток), исключая из списка потенциальных кандидатов с Ближнего Востока и Северной Африки (Юг). Различия между «южной» и «восточной» группами стран обуславливают характер и содержание индивидуальных планов действия для них. Так, отдельные страны-участницы «Восточного партнёрства», ввиду больших перспектив их членства в ЕС, могут рассчитывать на более продвинутый уровень сотрудничества с союзом, «получив всё, включая институты». Грузия, Украина и Молдавия смогли достичь успехов в формировании с ЕС углублённых всеобъемлющих зон свободной торговли, а затем и подали заявки на вступление в ЕС. В то же время члены Союза для Средиземноморья испытывают значительно большие сложности сближения с ЕС, а масштабы их интеграции с ним остаются весьма ограничены.
В марте 2015 г. ЕК приступила к пересмотру принципов, на которых основана политика, а также инструментов её реализации. Они были обозначены в Совместном консультативном документе Комиссии ЕС. Помимо принципа дифференциации, заложенного в основу ЕПС, предлагалось ввести в действие ещё 4 принципа: сфокусированность; гибкость; самостоятельность и информированность.
Внедрение этих принципов призвано повысить общую эффективность ЕПС. По замыслу ЕС, специализация содействует концентрации усилий на наиболее важных областях сотрудничества, гибкость даёт возможность задействовать для этого подходящие инструменты и ресурсы; самостоятельность позволяет странам-участницам эффективнее отстаивать свои интересы, а информированность делает ЕПС более понятной для общественности.
Руководство и финансирование ЕПС
Главными руководящими органами ЕПС являются ЕК и Европейская служба внешних связей, в задачи которых входит подготовка документов (докладов о ситуации в странах-кандидатах в ЕПС, планов действия), которые заключаются с каждой страной-участницей. Планы действий утверждаются на уровне Совета ЕС и национальных органов власти стран-участниц, проходят одобрение специальными совместными органами, созданными между ЕС и страной ЕПС. Эти же органы отвечают за мониторинг выполнения планов. На основе этих данных ЕК составляет отчёты о их выполнении.
Многоканальный характер финансирования ЕПС предполагает участие в нём различных «доноров». В основном они выступают в роли операторов, получающим средства из первичного источника – бюджета ЕС. Изначально финансовая поддержка ЕПС осуществлялась на проектной основе через специализированные программы (ТАСИС и МЕДА). С 2014–2020 гг. основным каналом финансирования ЕПС выступал Инструмент европейского соседства, на смену которому пришёл новый механизм – Инструмент нового соседства, развития и международного сотрудничества «Глобальная Европа». Его бюджет на 2021–2027 гг. составляет 79,5 млрд евро.