Эвокация
Эвока́ция (лат. evocatio – призыв, вызывание), обряд в Древнем Риме, имевший целью вызвать богов – покровителей осаждённого города и переманить их в Рим, где им обещали храм и почитание. Проводился перед решающим штурмом и состоял в жертвоприношении с гаданием по внутренностям жертвенного животного и в произнесении особой ритуальной формулы, хранившейся у понтификов. Одной из целей эвокации было избежать святотатства при разграблении захваченного города. Подобные представления и ритуалы известны также у других народов древности.
Античные авторы Плиний Старший, Макробий, Сервий утверждали, что эвокация была обычной римской практикой на войне (Plin. NH. XXVIII. 18; Макробий. Сатурналии. III. 9. 1–2; Serv. Ad Aen. II. 244). Однако имеются только два случая, для которых можно говорить о применении эвокации. Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Валерий Максим, Плутарх пишут о событиях 396 г. до н. э., когда после десятилетней осады этрусского г. Вейи римский полководец Камилл перед решающим штурмом обратился к покровительнице города Юноне Царице (этрусск. Уни) с призывом перейти в Рим (Ливий. V. 21–22; 23.7; 31. 3; Дионисий Галикарнасский. Римские древности. XIII. 3; Валерий Максим. I. 8. 3; Плутарх. Камилл. 6). Покорение г. Вейи, сыгравшее большую роль в развитии римской экспансии, обросло легендами и мифами, поэтому многие детали рассказа античных авторов вызывают серьёзные сомнения у современных исследователей. Причём ни один автор не приводит ритуальную формулу при описании обета Камилла.
Ритуальную формулу цитирует позднеантичный автор Макробий в рассказе о захвате Карфагена в 146 г. до н. э. (Сатурналии. III. 9. 7–8). Кроме того, краткую фразу из неё приводит его старший современник Сервий. Однако в этом случае нет ясных сведений о посвящении в Риме храма или осуществлении культа в иных формах в честь богини – покровительницы Карфагена Танит, которую римляне называли Юноной Целестис, или в честь какого-нибудь другого карфагенского божества. Вызывает сомнение и применение эвокации за пределами Италии, территория которой имела особое значение в римской религии (а также в праве и в системе управления).
В 1970 г. на юге современной Турции была найдена надпись, относящаяся к 75 г. до н. э., которую можно понимать в том смысле, что римский полководец Публий Сервилий Ватия (консул 79 до н. э.) осуществил обряд эвокации в отношении божественного покровителя местного города Старая Исаура. Однако, помимо сомнений в возможности осуществления италийского обряда в провинции, сама надпись не говорит прямо об эвокации, а сообщает об исполнении некоего обета в честь безымянного божества, под покровительством которого находился данный город.
Кроме упомянутых случаев, имеется ряд косвенных указаний, что, возможно, путём эвокации в Рим попали бог Вертумн из этрусского города Вольсинии в 264 г. до н. э., а также Юнона Куритис и Минерва Капта из союзного этрускам города Фалерии в 241 г. до н. э. Вопрос о масштабах применения данного обряда, таким образом, остаётся открытым.
Как следствие, античные авторы Плиний Старший, Плутарх, Макробий, Сервий считали, что настоящее имя Рима хранилось в тайне во избежание возможности вызвать его бога-покровителя (Plin. NH. III. 65; XXVIII. 18; Плутарх. Римские вопросы. 61; Макробий. Сатурналии. III. 9. 3–5; Serv. Ad Aen. II. 351).
После обряда эвокации, по утверждению Макробия (Сатурналии. III. 9. 9–13), проводился обряд девоции (лат. devotio) – посвящение уже покинутого богами города подземным богам.
В религиозном значении данный термин, как сообщает Ливий (I. 55. 4), употреблялся также при описании «вызывания» собственно римских богов с участков, освобождаемых для других богов, например при возведении храма Юпитера Капитолийского. Использовали это слово, по словам Плиния (NH. XXX. 6), и для обозначения вызывания душ мёртвых из подземного царства.