Евдокия Дмитриевна
Евдоки́я Дми́триевна (Евдокия Димитриевна; в монашестве – Евфросиния) (1-я половина 1350-х гг. – 7.6.1407, Москва), княгиня московская и великая княгиня владимирская (с 1366 или 1367); русская святая. Из суздальских Рюриковичей. Дочь Дмитрия Константиновича. Жена Дмитрия Ивановича.
Биография
Брак Евдокии Дмитриевны и великого князя владимирского Дмитрия Ивановича должен был скрепить сложившийся к середине 1360-х гг. союз последнего и великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. Свадьба состоялась в Коломне 18 января 1367 г. (по относительной хронологии событий) или 1366 г. (по сочетанию указанных числа и дня недели) (Полное собрание русских летописей. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 83). По источникам известно 8 сыновей и 4 дочери, родившихся у Евдокии Дмитриевны: Даниил Дмитриевич (ум. до начала 1372), Василий I Дмитриевич, Юрий Дмитриевич; Мария Дмитриевна (ум. 15.5.1399), жена (с 14 июня 1394) мстиславского князя Лугвеня (Семёна) Ольгердовича (ум. после 1431); Анастасия Дмитриевна (ум. после 1402), 2-я жена (с 23 сентября 1397) старицкого князя Ивана Всеволодовича (ум. 27.3.1402); Иван Дмитриевич (в монашестве Иоасаф) (1378 или 1380 – 29.7.1393), Семён Дмитриевич (ум. 11.9.1379), Софья Дмитриевна (ум. не ранее 1409), жена (с 1387) великого князя рязанского Фёдора Ольговича; Андрей Дмитриевич, Пётр Дмитриевич; Анна Дмитриевна (род. 8.1.1388), Константин Дмитриевич.
В 1368 и 1370 гг. находилась вместе с мужем в Москве в ходе её осад войсками великого князя литовского Ольгерда во время походов Ольгерда 1368–1372 гг. Должна была остаться там и во время набега Тохтамыша 1382 г., однако вследствие мятежа, возникшего в городе после отъезда великого князя Дмитрия Ивановича для сбора войск в Кострому, приняла решение покинуть с детьми Москву и также отъехать в Кострому, что спасло великокняжескую семью.
Согласно духовной грамоте (завещанию) Дмитрия Ивановича (1389), получила в пожизненное владение волости и сёла (в том числе из уделов своих сыновей), а также стала гарантом завещания: «Приказываю дѣти свои своеи княгинѣ. А вы, дѣти мои, жывите заодин, а матери своее слушаите во всем»; «А вы, дѣти мои, слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть» (Духовные и договорные грамоты. 1950. № 12. С. 33, 35).
Делала крупные вклады во владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (село Арбузово во Владимирском уезде, село Баскаково в Суздальском уезде), в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (село Сандыревское на Белоозере). По дошедшему в составе «Степенной книги» сказанию («Въмале сказание о блаженнои великои княгини Евдокии, во инокиняхъ Евфросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитриа Ивановичя Донъскаго»), построила в Переяславле (Залесском) «близ града, у реки Трубежа» церковь во имя святого Иоанна Предтечи и «монастыри устрои» (Степенная книга. 2008. С. 66). Существует предание, в соответствии с которым, Евдокия Дмитриевна сыграла важную роль в возобновлении около 1392 г. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В 1393 г. на своём дворе в Московском Кремле построила вместо деревянной церкви во имя праведного Лазаря каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом праведного Лазаря (освящена митрополитом Киприаном 1 февраля 1394).
«Въмале сказание» повествует о благочестивой жизни княгини во вдовстве. Это косвенно подтвердилось анализом её останков, в которых не было выявлено обычных для захоронений княгинь следов косметических средств.
В последние годы жизни основала в Московском Кремле московский в честь Вознесения Господня женский монастырь, весной 1407 г. на её средства началось возведение там каменного соборного храма. Незадолго до смерти приняла в обители монашеский постриг с именем Евфросиния.
Была похоронена в соборе Вознесенского монастыря; в 1929 г. её мощи были перенесены в подклет Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 г. мощи перенесены из подклета в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.
Почитание и канонизация
Почитание развивалось в 16–17 вв., по всей видимости, в 16 в. готовилась её канонизация, но она не состоялась. В Вознесенском монастыре почитание Евдокии Дмитриевны как святой утвердилось в последней трети 19 в. В 1880 г. были опубликованы служба и акафист Евдокии Дмитриевне. Дни памяти: 17 мая, 19 мая (установлена в 2015; общая с мужем) и 7 июля ст. ст., в соборах Радонежских святых (6 июля ст. ст.), Московских святых (воскресенье перед 26 августа ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).
Постановлением Священного Синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 г. учреждены орден и медаль преподобной Евфросинии Московской Русской православной церкви.