Этнография в Казанском университете
Этногра́фия в Каза́нском университе́те, сложившаяся в 1-й четверти 20 в. под руководством Б. Ф. Адлера и его учеников форма научно-образовательной деятельности учёных Казанского университета, характеризующаяся общностью методологии преподавания этнографии (этнологии), научных взглядов и стиля академической деятельности. В истории развития этнографии в Казанском университете можно выделить несколько периодов: 1) 1804 г. – 1860-е гг. – период становления этнографического знания и формирования материальной базы этнографии (кабинетов, музеев, библиотек); 2) 1860-е гг. – 1911 г. – период институционализации этнографии как науки и формирования основ образовательной программы; 3) 1911–1925 гг. – начало подготовки профессиональных этнографов; 4) 1920-е гг. – 1946 г. – свёртывание этнографических исследований в Казанском университете; 5) 1946 г. – 1980-е гг. – возобновление этнографических исследований и преподавания этнографии на географическом факультете; 6) 1988–2011 гг. – открытие и развитие кафедры этнографии и археологии на историческом факультете; 7) с 2011 г. – открытие направления подготовки «Антропология и этнология».
Становление этнографического образования в Казанском университете
С момента открытия Императорского Казанского университета к этнографической тематике обращались учёные разного профиля: истории, статистики, географии, права, экономики, филологии, естественных наук и т. п. (И. Ф. Яковкин, К. Ф. Фукс, В. Я. Баженов, М. С. Рыбушкин, В. А. Сбоев, И. Я. Горлов). В 1-й половине 19 в. большой этнографический материал был собран во время научных экспедиций (И. М. Симонов по народам Австралии и Океании, О. М. Ковалевский и В. П. Васильев по народам Южной Сибири и Китая).
Большую роль в становлении казанской этнографической школы сыграло Казанское общество археологии, истории и этнографии. «Известия Общества археологии, истории и этнографии» стали первым профессиональным этнографическим периодическим изданием Волго-Уралья. Значительный вклад в этнографическое изучение народов края внесли И. Н. Смирнов, В. К. Магницкий, Н. В. Никольский, Г. И. Комиссаров, С. К. Кузнецов, Н. И. Ильминский, М. Е. Евсевьев, Н. Ф. Катанов. На протяжении 19 в. основным направлением научных исследований был восток России – Поволжье, Урал и Сибирь, а также сопредельные восточные страны. Профессиональная подготовка этнографов не велась, а этнография и география воспринимались историками в большей степени как вспомогательные исторические дисциплины.
Во 2-й половине 19 в. в Казанском университете усилилось сближение этнографии с естественными науками, что было характерно для российской и европейской науки того времени. В 1869 г. при Казанском университете было открыто Общество естествоиспытателей. Одним из направлений его деятельности было антропологическое и этнографическое изучение народов Поволжья и Сибири (М. М. Хомяков, Н. М. Малиев, С. М. Чугунов). В 1884 г. была открыта кафедра географии и этнографии. Первый заведующий кафедрой, П. И. Кротов, заложил основу для последующего развития преподавания и научных исследований по этнографии. При кафедре он создал Кабинет географии, для которого закупались передовые на тот момент учебные пособия (книги, инструменты, этнографические коллекции, карты и т. п.). Помимо естественно-научных дисциплин и географии, студенты проходили курсы по общей и частной этнографии, антропогеографии, основам антропологии и т. п.
Этнографическое образование и исследования в Казанском университете в 1-й половине 20 в.
Начало профессиональной подготовки этнографов в Казанском университете связано с именем Б. Ф. Адлера. Возглавляя кафедру географии и этнографии в 1911–1922 гг., он существенно реорганизовал научную и преподавательскую работу и сформировал круг учеников, которые впоследствии продолжили профессионально заниматься этнографией в России и за границей (И. А. Лопатин, С. А. Теплоухов, И. В. Тюшняков, В. М. Новицкий, В. И. Подгорбунский, Е. А. Голомшток, Н. И. Воробьёв). Главным направлением исследований было этнографическое и антропологическое изучение народов Сибири и Дальнего Востока. Большое значение в подготовке студентов занимала практическая (работа с коллекциями, картами и макетами), полевая (экспедиции по Поволжью и Сибири) и кружковая работа (Кружок любителей природы, Кружок по изучению Сибири). Благодаря инициативе Адлера все этнографические коллекции Казанского университета были объединены в Этнографический музей, который до настоящего времени является базой для научной работы и проведения специальных занятий у студентов профильных направлений.
В этот период были заложены методологические и методические основы казанской этнографической школы 20 в. – рассмотрение во взаимосвязи природных и социальных явлений (взаимодействие и взаимообусловленность); комплексный анализ культурно-бытовых и хозяйственных элементов как фактора формирования культуры и быта любого народа; экспедиция как главный метод сбора информации; работа с музейными коллекциями.
В 1-й четверти 20 в. были созданы условия для развития полноценного образовательного и исследовательского кластера вокруг науки о народах. При непосредственном участии Б. Ф. Адлера в 1917 г. в Казани было открыто первое профессиональное профильное высшее учебное заведение – Северо-Восточный археологический и этнографический институт. Отъезд Адлера в длительную заграничную командировку в 1922 г., а также отсутствие в Казани специалистов, которые могли бы на тот момент заменить его на всех занимаемых им должностях, привели к сворачиванию этнографических исследований в Казанском университете, прекращению преподавания и закрытию кафедры и музея. Несмотря на сложные условия, ученики Адлера, оставшиеся в Казани (Н. И. Воробьёв, Н. И. Масленников), продолжали работу в других научных, общественных, культурных учреждениях и не оставляли попытки «реанимировать» этнографию в университете.
Этнографическое образование и исследования в Казанском университете во 2-й половине 20 – начале 21 вв.
Возобновление преподавания этнографии и научной работы произошло после Великой Отечественной войны и связано с именем ученика Б. Ф. Адлера – Н. И. Воробьёва. Вокруг него сформировалась группа учеников (Е. П. Бусыгин, Г. В. Юсупов, Н. В. Зорин), возобновилось чтение курса по общей этнографии на географическом и историческом факультетах, научные экспедиции и практика студентов. В 1946 г. совершена первая этнографическая экспедиция в Закамские районы Татарской АССР. С 1947 г. Е. П. Бусыгиным и Н. В. Зориным было начато систематическое экспедиционное изучение русского населения Среднего Поволжья, что стало ведущим направлением в работе этнографов Казанского университета в 1940–1970-е гг.
Расширение исследовательской проблематики этнографов Казанского университета способствовало открытию в 1964 г. на географическом факультете аспирантуры по этнографии. В период 1960–1980-х гг. в научном фокусе находились исследования традиционного народного искусства (Л. С. Токсубаева), обрядовая культура русского сельского населения, внутрисемейные отношения и гендерные исследования (З. З. Мухина, Н. В. Рычкова, Г. Р. Столярова), музыкальные инструменты (В. И. Яковлев). Активно развивались «этностатистические» (этносоциологические) исследования; результаты экспедиций с 1965 г. обрабатывались с помощью перфокарт и ручного селектора, с 1980-х гг. – с помощью ЭВМ.
В 1988 г. на историческом факультете была открыта кафедра этнографии и археологии, первым заведующим которой стал Е. П. Бусыгин (1988–1994). Помимо общего курса «Этнография», стали читаться спецкурсы «История этнографической науки», «Традиционная этнография и историческая демография», «Этносоциология и этнография современности» и др. С 1980-х гг. этнологи Казанского университета стали разрабатывать междисциплинарные темы, связанные с психологическими, социологическими, политическими и культурными процессами (Г. Р. Столярова, Т. А. Титова).
С 2000-х гг. этнологами Казанского университета одними из первых в России начата разработка темы «Этнические меньшинства в условиях многонациональных сообществ» (Т. А. Титова). Новая проблематика органично вписалась в традиционно разрабатываемые кафедрой научные направления. С 2011 г. профессором Т. А. Титовой была открыта магистерская программа, а затем и бакалавриат по направлению подготовки «Антропология и этнология» (научным руководителем которых она является до настоящего времени), что позволило начать комплексную подготовку этнологов по специальной программе. С 2014 г. в Казанском университете представлены все ступени современного этнологического образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура. Исследования этнологов Казанского университета затрагивают актуальные и достаточно широкие научные проблемы, что отражается и в преподаваемых курсах: «Этнические меньшинства и мигранты» (Т. А. Титова, Е. В. Фролова, В. Е. Козлов); «Правовые механизмы реализации этнокультурных прав, диаспоральные сообщества» (А. И. Хайруллина); «Традиционная культура и её трансформации в современном мире», «Этнографическое музееведение» и «История этнологии» (Е. Г. Гущина); «Этнорелигиозные проблемы» (И. А. Мухаметзарипов, М. В. Вятчина); «Локальные и субэтнические группы» (К. Ю. Хуснутдинова).