Евсевьев Макар Евсевьевич
Евсéвьев Макáр Евсéвьевич [18(30).1.1864, деревня Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии, ныне Ибресинский район, Республика Чувашия – 10.5.1931, по другим данным 11.5.1931, Казань], российский учёный, этнограф, педагог, просветитель мордовского народа.
Родился в крестьянской эрзянской семье Евсевия Тихоновича и Ирины Петровны Кобаевых. В деревне Малые Кармалы проживали мордва и чуваши. Традиционное соседство обусловило глубокое взаимопроникновение культурных традиций этих народов. Повзрослев, поменял родовую фамилию и стал Евсевьевым (смена фамилии произошла случайно, по причине описки секретаря Шераутского училища, который, оформляя выпускные документы, записал фамилию по чувашской традиции, от имени отца). Окончил Шераутское начальное училище (1876), Казанскую инородческую учительскую семинарию с отличием (1883); оставлен в ней преподавателем. В 1894–1919 гг. работал учителем и наставником подготовительного класса Мордовского образцового начального училища при этой семинарии. Будучи вольнослушателем (с 1897), окончил (1900) историко-филологический факультет Казанского университета [ныне Казанский (Приволжский) федеральный университет].
В Казанской инородческой гимназии познакомился с А. Ф. Юртовым, педагогом и просветителем, автором первого эрзянского букваря на основе кириллицы, стал его учеником и последователем. Наставниками Евсевьева были также просветители нерусских народов Среднего Поволжья Н. И. Ильминский и Н. А. Бобровников. Под их руководством он написал первые учебные пособия, провёл исследование особенностей мокшанского и эрзянского диалектов мордовского языка, осуществил перевод на мордовский язык ряда вероучительных книг. Они привлекли его к деятельности переводческой комиссии представительства Православного миссионерского общества в Казани. Евсевьев перевёл на эрзянский и мокшанский диалекты мордовского языка более десятка книг: «Священная история Ветхого Завета», «Крещение Руси», «Молитвы и церковные песнопения», «Святое Евангелие от Луки» и др. Эти переводы сыграли важную роль в развитии мордовской письменности, т. к. в ходе работы осуществлялось становление грамматики и графики мордовского языка, пополнение его лексического состава, вёлся поиск адекватного выражения сложных понятий и русских языковых выражений на мордовском языке. Переводческая деятельность Евсевьева была высоко оценена филологом А. А. Шахматовым.
В круг научных интересов и практической деятельности Евсевьева входили история и этнография мордвы, язык, фольклор, подготовка национальных педагогических кадров, ликвидация неграмотности, издание учебных книг и художественной литературы на родном языке, создание национальных общественных организаций.
После упразднения Казанской инородческой учительской семинарии в 1919 г. он возглавил трёхгодичные курсы по подготовке мордовских учителей в Казани. В 1920-х гг. был руководителем Центральных курсов мордовских учителей в Москве (1926-1928), краткосрочных курсов по подготовке и переподготовке мордовских учителей в Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске.
С 1919 г. работал заведующим этнографическим отделом, научным сотрудником Казанского городского музея. Одновременно преподавал языки, историю и этнографию эрзян и мокшан в Казанской восточной академии (1920–1922). В 1921 г. Евсевьеву присвоено звание профессора. Работал в Казанском восточном педагогическом институте (1922–1925), в Татарском коммунистическом университете (1925–1930).
На основе изучения разговорного мордовского языка написал книгу «Образцы мордовской народной словесности» (1892, 1897), создал буквари для мордвы-мокши (1892) и мордвы-эрзи (1897), был соавтором первого советского букваря для эрзи «Тундонь чи» («Весенний день»), издал монографию «Основы мордовской грамматики» (1928) и «Эрзянь-рузонь валкс» («Эрзянско-русский словарь», 1931). Евсевьев – автор неоднократно публиковавшейся монографии «Мордовская свадьба» (1931). Во время своих многочисленных этнографических экспедиций собрал богатейший материал по устно-поэтическому творчеству мордовского народа. Основные работы вошли в «Избранные труды» в 5 томах (шести книгах; 1961–1966).
В экспедициях не только вёл записи, собирал предметы быта и национальные костюмы, но и много фотографировал, фиксируя многообразие бытовой культуры мордовского народа и других народов Поволжья, создавал коллекцию фотографий. Участвовал во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), на которой представил этнографический фотоальбом, во Всемирной выставке в Париже (1900; женский эрзянский костюм, привезённый им на выставку, был удостоен золотой медали). Собранные Евсевьевым образцы одежды, украшений и иных предметов быта мордвы (более 500 единиц хранения) находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саранска, Гамбурга, Парижа, Хельсинки.
За исследования в области этнографии удостоен малой серебряной медали (1892) Императорского Русского географического общества, награждён орденом Святого Станислава 3-й степени (1904) и орденом Святой Анны 3-й степени (1914). Действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, штатный сотрудник Императорского Русского географического общества, член Финно-угорского общества, Православного миссионерского общества, член комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, член президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета Академии наук СССР.
Похоронен на Арском кладбище в Казани. В 2004 г. его прах перенесён на мемориальное кладбище Саранска. Имя Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту (ныне Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева), в котором ежегодно проводится научно-практическая конференция «Евсевьевские чтения».