Эл Кэпп
Эл Кэпп (Ал Капп, Al Capp; настоящие имя и фамилия Алфред Джералд Каплин, Alfred Gerald Caplin) (1909, Нью-Хейвен, штат Коннектикут – 5.11.1979, Саутгемптон, штат Нью-Гэмпшир), американский карикатурист, наиболее известный как автор серии комиксов «Крошка Эбнер» («Li'l Abner»). Комиксы выходили в период с 1934 по 1977 гг.
Краткая биография
В девять лет Кэпп потерял ногу в результате несчастного случая. Потребность в психологической защите от последствий физического недостатка способствовала развитию его уникального язвительного и иногда мрачного юмора. В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг., уже будучи популярным автором, Кэпп регулярно посещал госпитали, чтобы поддержать раненых.
Кэпп не получил высшего образования. Его неоднократно выгоняли из высших учебных заведений из-за того, что он критиковал учебные программы или из-за того, у него не было денег на оплату обучения. При этом Кэпп отличался начитанностью и уже к 13 годам хорошо изучил творчество У. Шекспира и Б. Шоу.
Полученные самостоятельно знания в области классической и современной литературы Кэпп использовал в творчестве в пародийных целях. Например, это касается парафраза пьесы «Ромео и Джульетты», когда героиня «Крошки Эбнера» Дейзи Мей (Джульетта) изо всех сил пытается привлечь внимание крошки Эбнера (Ромео).
В 1932 г. Кэпп отправился в Нью-Йорк. Его быстро заметили и начали публиковать по всей стране. На карьеру повлияло сотрудничество с Х. Фишером в работе над серией комиксов о боксёре Джо Палука (Joe Palooka). У Кэппа была перспектива остаться соавтором Фишера, но он предпочёл строить собственную карьеру и начал вводить в свои выпуски колоритных деревенских персонажей. Вскоре эти истории стали основой для серии комиксов «Крошка Эбнер». Первые комиксы серии вышли в 1934 г. Тогда же карикатурист стал подписываться как «Эл Кэпп», поскольку «Алфред Дж. Каплин» занимало слишком много места на газетной странице.
«Крошка Эбнер»
Серия выходила с 1934 по 1977 гг., приобрела огромное количество поклонников, стала неотъемлемой частью американской популярной культуры и повседневной жизни.
Комиксы занимали от одной до нескольких страниц. Те, что выходили по будням, были чёрно-белыми, по выходным выходил цветной выпуск.
Действие комиксов происходит в небольшом городке Догпэтч, штат Кентукки, в котором живут бедные и ленивые жители. Описывая своих героев, Кэпп следует традиции М. Твена и американской сатиры в целом: не щадит персонажей и высмеивает их недостатки, при этом наивные, порой агрессивные, порой дружелюбные герои от выпуска к выпуску становятся ближе и понятнее читателям.
Главный герой истории – 19-летний двухметровый «Крошка» Эбнер Йокам, обладающий незаурядной физической силой. Эбнер любит рыбалку и родителей и боится внимания девушек, которых притягивает его внешность и стать.
Силу Эбнер унаследовал от матери. Пэнси, она же Маманя Йокам, была чемпионкой Догпэтча по боям без правил. В комиксах Маманя не расстаётся с трубкой и, несмотря на внешность безобидной старушки, способна разделаться с любым количеством недругов.
Седовласый старец с бородкой, Папаня Йокам, обладает устрашающим именем Люцифер, но при этом во всём слушается жену, лишь изредка выражая недовольство статусом слабака и подкаблучника, озабочен в основном похищением овощей из семейного погреба.
Один из женских персонажей серии – босоногая блондинка Дейзи Мей – стала символом американской красавицы. Дейзи отличается добрым и покладистым нравом. По сюжету она преследует Эбнера, который её избегает.
В 1952 г. новость о браке Эбнера и Дейзи Мей попала на обложки ведущих американских изданий.
Кэпп является продолжателем традиции таких мастеров использования разговорной американской речи, как М. Твен, Р. Ларднер или Д. Раньон.
В 1930-е гг. юмористические комиксы стали вытесняться криминальными или фантастическими сюжетами, поэтому Кэпп старался сделать каждый выпуск «Эбнера» не только остроумным, но и наделённым интересным сюжетом.
Кэпп мог сделать героев своих пародий куда популярнее оригинала. Как это произошло с Бесстрашным Фосдиком. Бесстрашный Фосдик – комикс в комиксе. Любимый герой Эбнера, созданный художником по имени Л. Гуч. Объект пародии здесь – это «Дик Трейси» Ч. Гулда. В какой-то момент Фосдик даже превзошёл популярность Дика.
Политические взгляды и влияние
В начале карьеры Кэпп считал себя «рузвельтовским демократом». Однако впоследствии молодёжные волнения 1960-х гг., контркультура, рост антиамериканских настроений в интеллектуальной среде заставили его сменить свои взгляды и перейти к республиканцам.
На страницах его комиксов появились новые персонажи. Сенатор О. Ноубл МакДжесчера, что в переводе с английского означает «О, благородный жест», – карикатура на сенатора Э. Кеннеди. В образе певицы Джоани Фоани (Джоани Фальшивка) угадывалась певица Дж. Баез (Баес), которая даже собиралась подать в суд на сатирика.
Кэпп активно участвовал в политической жизни США, поддерживал республиканскую администрацию Р. Никсона, дружил с лидером консервативного движения У. Ф. Бакли-младшим. По словам писателя-фантаста А. Азимова, Кэпп «не просто разочаровался в либерализме, он с удовольствием перешёл в стан наших врагов» (Schumacher. 2013. Р. 276–277).
Самыми известными экранизациями являются «Маленький Эбнер» 1940 г. («Li'l Abner», режиссёр А. С. Роджелл) и «Крошка Эбнер» 1959 г («Li'l Abner», режиссёр М. Фрэнк). Экранизация Фрэнка номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший саундтрек».