Душкин Леонид Степанович
Ду́шкин Леони́д Степа́нович [15(28).8.1910, посёлок Спирово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, ныне Спировский район, Тверская область – 4.4.1990, Москва], советский учёный и изобретатель, конструктор жидкостных реактивных двигателей и бортовых энергетических установок летательных аппаратов. Доктор технических наук.
В 1927 г. окончил Спировскую железнодорожную школу. Учился в Тверском педагогическом институте на физико-техническом отделении (1927–1931). После окончания годичной аспирантуры НИИ математики и механики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (октябрь 1932) был приглашён Ф. А. Цандером в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Работал научным сотрудником и помощником Ф. А. Цандера по расчётно-теоретическим вопросам. Исследовал вопросы принципиальной осуществимости космического полёта в будущем и опубликовал теоретическую работу «Основные положения общей теории реактивного движения».
Первая практическая работа – участие в испытаниях реактивного двигателя на сжатом воздухе с бензином, сконструированного Ф. А. Цандером для его ракеты ГИРД-X. После смерти Ф. А. Цандера создал новый спиртокислородный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) ОР-10, на котором 25 ноября 1933 г. состоялся первый успешный пуск первой отечественной ракеты ГИРД-Х.
В 1932–1960 гг. под руководством Душкина создано более 20 оригинальных экспериментальных конструкций ЖРД и комбинированных реактивных двигателей. В их числе двигатель РДА-1-150, установленный на ракетном планёре С. П. Королёва РП-318-1 (1940), а также на первом ракетном самолёте конструкторов А. Я. Березняка и А. М. Исаева БИ-ЖРД (1942).
В 1941 г. начата разработка морской торпеды РТ-45 с ЖРД Д-1-Т конструкции Душкина. Двигатель развивал тягу в 1,4 тыс. кг и работал 60 с. Работы были доведены (1943) до морских ходовых испытаний на базах Военно-Морского Флота в районе г. Махачкала и на озере Иссык-Куль (ныне в Киргизии).
В 1944–1945 гг. в конструкторском бюро Душкина создан первый в стране ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива (РД-2М).
Одновременно с конструкторской работой преподавал (с 1945) в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе (МАИ). С 1955 г. занимал должность профессора кафедры теории двигателей факультета двигателестроения МАИ.
В 1947–1967 гг. в должности главного конструктора Опытно-конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) Министерства авиационной промышленности СССР [с 1966 Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), с мая 1974 Научно-производственное объединение «Энергия» (НПО «Энергия»), с 1991 НПО «Энергия» имени С. П. Королёва] руководил созданием ЖРД и самолётных ускорителей по тактико-техническим заданиям конструкторских бюро, возглавляемых А. И. Микояном и А. С. Яковлевым.
С 1960 г. в конструкторском бюро велось также создание бортовых энергетических установок для других летательных аппаратов. В 1962–1967 гг. разработаны бортовые источники питания, освоены в серийном производстве и приняты в эксплуатацию в составе зенитных управляемых ракет конструкции П. Д. Грушина. За эту работу Душкин и ряд сотрудников ОКБ-1 удостоены Государственной премии СССР.
Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.