Древнерусская дружинная культура
Древнеру́сская дружи́нная культу́ра, в археологии памятники, характеризующие культуру общественной и военной элиты в процессе формирования Древнерусского государства. Наиболее характерны погребальные памятники, выделяющиеся конструкцией погребального сооружения, способом и характером захоронения, составом находок.
В 9–10 вв. в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, освоенных славянами, были распространены курганы с индивидуальным трупосожжением и малым количеством инвентаря, рассматриваемые как захоронения рядовых общинников. На их фоне выделяются парные трупосожжения с многочисленным и разнообразным инвентарём, в том числе с наборами вооружения, восточными или византийскими монетами, весами и гирьками, привозными украшениями, тканями, стеклянными сосудами. Большинство таких погребений исследовано в крупнейших курганных могильниках 10 в.: Гнёздове, Тимерёве (под Ярославлем), Шестовицах, киевских могильниках. Яркий пример древнерусской дружинной культуры – Чёрная Могила. Известны сожжения в ладье в урочище Плакун (близ Старой Ладоги) и в Гнёздове. В середине 10 в. появились подкурганные трупоположения в обширных могильных ямах, иногда – с деревянными камерами, перекрытыми настилом, одиночными или парными погребениями, иногда – в сопровождении захоронения снаряжённого коня. Со скандинавскими традициями связывают сожжения в ладье, преднамеренную порчу оружия и использование металлических котлов в погребальных ритуалах, обычай ношения амулетов в виде молоточков Тора, возложение гривны на урну или поверхность погребального кострища. Захоронения с конём могут рассматриваться не только в связи со статусом погребённого, но и как заимствования (в 9–11 вв. они известны у венгров и тюркских объединений восточноевропейских степей). Со славянскими традициями соотносятся ритуальное битьё посуды и ряд других деталей обряда.
До 10 в. находки оружия в восточнославянских погребениях редки. В 10 в. на Руси распространились прямые двулезвийные мечи т. н. каролингского типа. Большинство их изготовлено в мастерских Рейнской области (о чём свидетельствуют и латинские клейма), но часть – вероятно, на Руси. Многие каролингские мечи попали на Русь через посредство скандинавов или вместе с ними. Североевропейское происхождение имеют некоторые ланцетовидные наконечники копий, круглые щиты с полусферическими железными умбонами. Местным является ряд типов топоров, а топорики-чеканы и большинство типов стремян хорошо известны по материалам восточноевропейской степи.
Характерная деталь древнерусской дружинной культуры – мужская верхняя распашная одежда типа кафтана, пояса́ и упряжь, богато украшенные металлическими накладками, которые изготавливались в мастерских Хазарии, Волжско-Камской Булгарии, некоторых центрах Среднего Поднепровья; выделяются наборные пояса, выполненные в традициях поволжских финнов, тюркских народов, балтов. С воинским снаряжением связаны сумочки-ташки, также украшенные металлическими бляшками, известные у древних венгров, и др. Широкое распространение получили стеклянные и роговые игральные шашки. С североевропейским убором связан ряд украшений, в том числе женские черепаховидные фибулы, которые соединялись низкой из бус и подвесок. Некоторые типы украшений, керамическая посуда и другие находки отражают местные славянские традиции.
Данные археологии и письменных источников (см. в статье Дружина) позволяют считать, что древнерусская дружинная культура складывалась как синтез из элементов культуры славян, тюркских группировок, скандинавов (в том числе варягов), финно-угров, выходцев из Центральной Европы и, вероятно, балтов. Наличие «дружинных» курганов на кладбищах, где представлены многие рядовые погребения славян-общинников, свидетельствует о разложении первобытного уклада, процессах имущественной и социальной дифференциации, сопровождавших становление государственности и культуры Древней Руси.