Добровольные ограничения экспорта
Доброво́льные ограниче́ния э́кспорта (англ. voluntary export restraints), соглашения между экспортирующей и импортирующей стороной, в рамках которых экспортёр соглашается ограничить объём экспорта конкретных товаров, чтобы избежать введения торговых ограничений со стороны страны-импортёра. Соглашение может быть заключено как на корпоративном (отраслевом), так и на государственном уровне. Как правило, добровольные экспортные ограничения инициируются страной-импортёром для протекционистской защиты отечественных производителей от конкуренции и относятся к нетарифными методам регулирования внешнеэкономической деятельности. По условиям таких соглашений страна-экспортёр ограничивает вывоз определённых товаров и услуг, устанавливая соответствующую экспортную квоту.
Для экспортёра добровольное ограничение экспорта может быть выгоднее, чем принятие на себя убытков и рисков, связанных со встречными протекционистскими ограничениями со стороны импортёра, поскольку, в отличие от импортных ограничений, добровольное ограничение может быть оперативно устранено или ослаблено самим экспортёром в случае изменения рыночной ситуации. Кроме того, в неконкурентных, особенно олигопольных, отраслях добровольные экспортные ограничения при определённых рыночных условиях могут оказаться выгодными для экспортёров ещё и потому, что создают предсказуемые локальные дефициты на стороне импортёра и обеспечивают рост цен на соответствующие товары и услуги. В результате доход экспортёра зачастую оказывается выше, чем в случае неограниченных экспортных поставок.
Можно выделить несколько сценариев применения таких ограничений: формальные межправительственные соглашения между двумя странами; неформальные соглашения между производителями страны-экспортёра и потребителями страны-импортёра, поддерживаемые правительством экспортирующей страны; соглашение о добровольном ограничении экспорта в рамках более широкого, многостороннего межгосударственного соглашения – как один из элементов такого соглашения.
По итогам Уругвайского (1994) раунда переговоров Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) практика применения добровольных ограничений экспорта или аналогичных внутрикорпоративных соглашений признана недопустимой, а действующие договорённости рекомендовано было отменить в течение 4 лет. Однако добровольные ограничения экспорта относятся к группе мер т. н. серой зоны, которые не связывают партнёров твёрдыми обязательствами в рамках многосторонних соглашений, – тем более что подобные ограничения применяются зачастую на двусторонней основе.
В целом, в соответствии со статьёй XI ГАТТ (1947), количественные ограничения запрещены, но могут применяться в исключительных случаях: 1) при временном введении запрета на экспорт товаров для стимулирования сбыта продукции на внутреннем рынке – например, на фоне дефицита продовольствия, иных критически необходимых товаров; 2) разрешаются экспортные и импортные количественные ограничения, необходимые для введения стандартов, правил классификации, определения сортности товаров; 3) допускаются количественные ограничения импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции при введении внутренних ограничений на сбыт и производство аналогичных товаров или их заменителей.
Наиболее широкое распространение добровольные ограничения экспорта получили во взаимоотношениях США, Японии и Европейского союза. Так, Япония ещё с конца 1950-х гг. «добровольно» ограничивала экспорт автомобилей и стали в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург, стали – в страны Европейского союза, ЮАР, Республику Корея. По оценкам американских экономистов, добровольные ограничения японского экспорта в 1960–1970-х гг. по стоимости оказались равны 17%-ной экспортной пошлине на текстиль, 14%-ной – на одежду, 5%-ной – на телевизоры, 12%-ной – на фанеру. Страны Европейского союза начиная с 1990-х гг. добровольно ограничивают экспорт труб и тюбингов в США.
Примером многостороннего соглашения о «добровольном» ограничении экспорта может считаться соглашение в отношении международной торговли текстильными товарами, подписанное 50 странами в 1974 г. В рамках этого соглашения страны на двусторонней основе устанавливают добровольные квоты на экспорт текстильных изделий из хлопка и искусственных волокон. Например, США заключили такие соглашения с 43 странами, включая Гонконг, Тайвань и Республику Корея – крупнейших поставщиков текстиля на американский рынок, которые покрывают около 80 % его импорта. Соглашение между США и Гонконгом устанавливает добровольные ограничения на экспорт по 34 категориям гонконгских текстильных товаров. Ограничения на экспорт по каждой категории могут быть превышены, как следует из соглашения, не более чем на 5–6 % в год, и исключительно при условии, что соответствующее уменьшение экспорта произошло по другим категориям. Гонконгское правительство распределяет экспортные квоты между компаниями, производящими текстильные товары, и обеспечивает соблюдение совокупной экспортной квоты.
С крупнейшим в стоимостном выражении добровольным ограничением экспорта оказались сопряжены т. н. сделки ОПЕК+ 2016 и 2020 гг., заключённые в целях устранения избытка предложения на рынке и восстановления цен на нефть. Первая сделка ОПЕК+, заключённая в декабре 2016 г. странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в эту организацию, предусматривала общемировое сокращение добычи нефти странами Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК) и странами, не входящими в организацию (ОПЕК+), на 1,7–1,8 млн баррелей в сутки; она несколько раз продлевалась. Вторая сделка ОПЕК+ была заключена в апреле и вступила в силу в мае 2020 г. Страны ОПЕК+ согласовали сокращение нефтедобычи всеми 23 странами на 9,7 млн баррелей в сутки в мае – июне и на 7,7 млн баррелей в июле – декабре 2020 г., а также на 5,8 млн баррелей – до апреля 2021 г. При этом в сделке приняли участие и другие нефтедобывающие страны, включая США. Общая сумма снижения добычи была оценена в 15–20 млн баррелей в сутки. В обоих случаях сделки достигли своей цели – сторонам удалось в короткие сроки стабилизировать мировые цены на нефть.