Дауншифтинг
Даунши́фтинг (англ. downshifting), добровольное замедление темпа жизни и сокращение доходов в результате изменения индивидом иерархии ценностей. Буквально английское downshifting означает перевод автомобиля или велосипеда на пониженную передачу. В переносном смысле это выражение в обыденной речи может означать «сбавить обороты» и жить не спеша, стараясь прочувствовать простые и доступные мелочи бытия. В конце 20 в. этим понятием стали обозначать возникший на Западе тренд к пересмотру господствующей системы ценностей, в основе которой лежит приоритет карьеры и потребления. В начале 21 в. это слово перекочевало и в русский язык: в 2007 г. в ряде изданий его назвали «словом года». Близкими являются понятия «добровольная простота» (Voluntary Simplicity Movement) и «медленная жизнь» (Slow living).
Предыстория этого тренда уходит вглубь веков. Например, по разным причинам люди добровольно уходили от мирской жизни в монастыри или селились в скитах. Многие российские дворяне бросали службу и жили в своих сельских поместьях.
Манифестом современного тренда стала книга Эми Солтсман «Дауншифтинг: достижение нового успеха на пониженной передаче» (Downshifting: Reinventing Success on a Slower Track), изданная в 1991 г. в США. В книге были сформулированы пять основных принципов дауншифтинга:
Добровольно сделать «шаг назад».
Вернуться к спокойному существованию.
Снизить хотя бы на время требования к карьере.
Уехать из большого города.
Найти работу на дому в порядке самозанятости (Saltzman. 1991).
Дауншифтинг как научное понятие обозначает сдвиг в траекториях социальной мобильности. Если трактовать последнюю с помощью классических критериев собственности, дохода, власти и престижа, то это нисходящая социальная мобильность или даже отклоняющееся поведение. Многие люди, не представляющие иную иерархию ценностей, именно так и рассматривают дауншифтинг, диагностируя изменение поведения в терминах «социальной неудачи», – говорят, что человек «сошёл с дистанции». Однако добровольный отказ от классических критериев социальной мобильности постепенно приобретает статус экстравагантного и престижного стиля жизни, выбираемого людьми, доказавшими свою состоятельность в рамках логики мейнстрима и теперь могущими позволить себе роскошь «сбавить обороты и пожить просто в своё удовольствие», не участвуя в изматывающей гонке за символами социального успеха (предметами потребления, должностями). При взгляде через призму таких относительных критериев дауншифтинг является формой восходящей социальной мобильности. Это одно из проявлений тренда к индивидуализации: хорошо не там, куда стремится большинство, а там, где комфортно конкретному индивиду.
Отказ от карьерной гонки по-разному соотносится с перемещением в географическом пространстве. Ещё хиппи в конце 1960-х – 1970-х гг. продемонстрировали схожую модель: будучи выходцами из семей западного среднего класса, они нередко отказывались от карьерных и материальных притязаний и отправлялись в тёплые страны и поближе к морю (Гоа, Бали и т. д.), где начинали вести простую и размеренную жизнь. Этот путь дауншифтинга популярен и в настоящее время. Менее экзотический маршрут – переселение в сельскую местность в своей стране не из-за провалов в городской жизни, а в результате смены жизненной философии. Эта модель представлена в России жителями экопоселений и «родовых поместий» («анастасиевцами», т. е. участниками движения «Звенящие кедры России») и другими переселенцами из больших городов в деревню или малые города. Манифестом движения «анастасиевцев» являются книги Владимира Мегре. Однако дауншифтинг практикуется и без всякого перемещения в географическом пространстве; индивид, не меняя места жительства, радикально меняет стиль жизни: оставаясь в городе, он минимизирует своё участие в городской суете (например, добровольно идёт на снижение доходов ради увеличения свободного времени и уменьшения напряжённости труда).
Дауншифтеры представляют собой неоднородную категорию. В ней можно выделить несколько субкатегорий:
Те, кто приостановил свою профессиональную карьеру во имя путешествий, отдыха и поиска себя.
Те, чья профессиональная деятельность позволяет им работать либо удалённо, либо сезонно, поэтому они могут жить в дальних тёплых странах, сдавая городскую квартиру внаём.
Те, кто, оставаясь в своей профессиональной сфере, пошли на менее оплачиваемую работу ради сокращения рабочего времени.
Те, кто, достигнув карьерных успехов, решили получить другое образование и сменить профессию.
Те, кто, несмотря на достигнутые успехи в карьере, решают посвятить себя хобби (Ермакова. 2012).
Дауншифтер всё чаще становится одним из «героев нашего времени». Он является антиподом героя, посвящающего свою жизнь карьере и борьбе за символы материального успеха. Идеалом дауншифтеров является «простая (зелёная) жизнь» («simple green life»). Этот культурный сдвиг проявляется в художественной литературе и кино (Э. Гилберт, С. Минаев, М. Нарышкин, А. Сухочев).