Ли Гунлинь
Ли Гунли́нь (李公麟, пиньинь Lǐ Gōnglín; второе имя Боши, 伯時, Bóshí) (1049, Шучжоу, ныне городской уезд Тунчэн, провинция Аньхой – 1106, там же), китайский живописец, учёный и поэт периода династии Северная Сун.
Родился в учёной чиновничьей семье, владевшей крупной коллекцией древностей. В 1070 г. сдал экзамен на высшую учёную степень «цзиньши». Около 30 лет служил на высоких должностях в столице Кайфын. В 1100 г. из-за болезни вышел в отставку и поселился в окрестностях горы Лунмяньшань (ныне провинция Аньхой), в связи с чем взял псевдоним Лунмянь цзюйши («Отшельник [с горы] "Спящего дракона"»).
От обширного живописного наследия Ли Гунлиня не осталось достоверных подлинников. Как живописец снискал прижизненную славу изображением лошадей («Пять лошадей» и др.). В поздний период обратился к буддийским и даосским сюжетам, а также к портрету, пейзажу, жанру «цветы и птицы». Становление стиля Ли Гунлиня происходило под влиянием ритуальной бронзовой утвари 2–1 тыс. до н. э. и старинных печатей. Линии узоров на бронзе и формы надписей на печатях почерком чжуань-шу нашли отражение в приёмах письма Ли Гунлиня техникой баймяо («белые линии»): все пластические характеристики передаются тонкими тушевыми линиями, проводимыми концом вертикально ведомой кисти. Цвет применяется в качестве слабой подцветки или вовсе отсутствует. Предшественниками Ли Гунлиня в этой технике письма были Гу Кайчжи и У Даоцзы (8 в.).
Совершенствуя работу кистью, Ли Гунлинь копировал произведения мастеров прошлого, большинство из которых сейчас известны только по его повторениям (копия свитка художника 8 в. Вэй Яня «Выпас табуна», Музей Гугун, Пекин), а также изучал живопись анонимных ремесленников сяньхуа («живопись нити»), которая гравировалась на каменных саркофагах при династиях Цзинь и Вэй. В итоге Ли Гунлинь разработал технику письма тесяньмяо («линии металлической нити»), в которой все линии, как в почерке чжуань-шу, имеют одинаковую толщину, создав стиль, сочетавший в себе архаичное упрощение форм с утончённой элегантностью линий.
В своём стремлении выразить авторское восприятие действительности Ли Гунлинь был в единстве с плеядой новаторов направления вэньжэнь-хуа. Девиз художника гласил: «Самобытность существует в сердце, а не на стороне». Разработанные Ли Гунлинем приёмы письма баймяо активно применялись мастерами всех последующих династий и продолжают использоваться современными художниками гохуа.