Бревиарий Алариха
Бревиа́рий А́ла́риха (лат. Breviarium Alaricianum – Сокращённый закон Алариха), сборник варваризированного римского права. Составлен в 506 г. по распоряжению вестготского короля Алариха II для романского католического большинства населения. Первоначальное название – Римский закон вестготов (Lex Romana Visigothorum). После массового переселения вестготов на Пиренейский п-ов из Южной Галлии их официальные узаконения, состоявшие из обычаев, королевских законов и неотменённых римских законов, было решено дополнить заимствованиями из Кодекса Феодосия и других источников римского права. Фактически это означало новый этап в процессе рецепции римского права на территориях проживания т. н. варварских народов и создаваемых ими государств. Один из начальных титулов Бревиария содержал в своём названии правило-требование: «На королевской власти и на всём народе лежит обязанность почитать законы».
По этому закону король вестготов сохранял все высшие властные полномочия в делах военных, административных и судебных, включая право на созыв соборов Церкви и назначение епископов. Обстоятельно регулировались вопросы воинской службы, семейных отношений. Брак воспринимался как божественный и человеческий союз мужчины и женщины, хотя заключался в виде сделки купли-продажи, устанавливались степени родства и др. Обязательственные отношения строились по образцу римских: они возникали из договоров и деликтов. В Бревиарии Алариха регулировались вопросы уголовного права. Составы преступлений классифицировались по римским источникам: Сентенциям римского юриста Павла и Кодексу Феодосия (преступления против государства, религии, жизни и личной неприкосновенности, против нравственности, имущественных прав). Во многих случаях причинённый вред подлежал возмещению. Новацией можно считать предание анафеме тех, кто, став перебежчиком или мятежником, выступал против короля, народа или родины. Те из свободных знатных людей, кто пренебрегал королевским приказом, выплачивали в казну 3 фунта золота, а малоимущие наказывались 100 ударами бича, но без нанесения бесчестия достоинству. О назначенных королевских слугах говорилось: «Пусть никто из тех, кто получает власть и попечение над народом, не пытается угнетать кого-либо из населения поборами или налогами».