Бо де Роша Альфонс
Бо де Роша́ Альфо́нс, Альфонс Эжен Бо де Роша (Alphonse Eugène Beau de Roсhas) [9.4.1815, Динь-ле-Бен, Альпы Верхнего Прованса, Франция – 27.3.1893, Винсенс, Сена (ныне Валь-де-Марн), там же], французский инженер-механик, изобретатель четырёхтактного цикла для автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Родился в семье Александра Франсуа Бо и Лукарес Терезы Анриетты Жак де Роша. Отец его получил солидное образование и планировал заняться поэзией, но стал муниципальным советником, участвовал в протестах против Людовика XVIII, за что впоследствии был помещён под домашний арест. Мать принадлежала к старинному роду Диньуаз, её предки с 14 в. были аптекарями в Дине. С 8 лет Альфонс воспитывался в семье дяди по материнской линии, поскольку сами родители не могли обеспечить потребности семьи. Дядя настаивал на том, чтобы Альфонс взял фамилии отца и матери, для этого требовалось подделать гражданский статус. Однако фактически сменить фамилию не удалось и в официальных документах колледжа Бо де Роша фигурировал под именем Альфонс Бо.
Дядя воспитывал Альфонса в строгости, благодаря чему тот получил хорошее образование в Королевском колледже Орлеана. Он блестяще преуспевал во всём, за что брался, ежегодно выигрывая списки призов колледжа. После обучения Бо де Роша служил в армии, после службы некоторое время работал архитектором в родном городе, затем он отправился в Арль, где изучал возможность опреснения региона Камарга на юге Франции для выращивания злаков. После чего на Корсике он открыл карьер по добыче гранита и порфира, но не получил за это должного вознаграждения.
В 1850 г. Бо де Роша начинает работать вместе со своим товарищем Филиппом Бретоном над изучением причин разрыва английского телеграфного кабеля Дувр – Кале. Два инженера нашли причину и определили математическую теорию, известную как «цепь». Они запустили французский кабель через Ла-Манш (1851), который функционировал более 15 лет. С докладом об этом достижении они выступили в Академии наук.
В 1852 г. Бо де Роша переехал в Париж. Здесь он получил патент на «книгу карт», подобие городского справочника, путеводителя, который был издан для Парижа. Затем заинтересовался гидрографией и железнодорожным движением. Предложил построить железнодорожную линию Гренобль – Гап – Динь – Ницца. Шесть лет спустя он подал заявку на патент, касающийся навигации. Он предложил систему перевалки грузов «Запертая лодка – док», по которой открытое море было доступно для барж, а каналы – для судов среднего размера.
Однако в историю имя Бо де Роша вошло благодаря его достижениям в термодинамике. Он стал одним из первых изобретателей четырёхтактного цикла двигателя внутреннего сгорания. Доказав важность сжатия топливовоздушной смеси перед воспламенением, он представил рабочую модель (1862). В 1862 г. в Париже была издана книга «Новые исследования практических условий использования тепла и движущей силы: с применением к судоходству и железным дорогам». В ней Бо де Роша определил множество корректировок, которые нужно внести в машины разных типов, чтобы сделать их более эффективными. Обращаясь к двигателю внутреннего сгорания, применяющему предварительное сжатие газа, он даёт определение четырёхтактному циклу: на первом этапе происходит всасывание при полном ходе поршня, сжатие – во время следующего хода, воспламенение и давление расширяющимися газами на поршень – во время рабочего хода, на последнем этапе – выпуск отработанных газов. К сожалению, тираж книги был небольшой, и его идеи остались незамеченными, а строить прототип он не решился. Только спустя 16 лет (1878) Н. Отто на Всемирной выставке в Париже представил четырёхтактный двигатель с послойным введением топлива.