Бенжамен Рене
Бенжаме́н Рене́ (René Benjamin) (20.3.1885, Париж – 4.10.1948, Тур), французский писатель, драматург, публицист, критик.
Родился в семье коммерсанта, любителя литературы; впечатления детства и юности описаны в автобиографии «Человек в поисках своей души» («L’homme à la recherche de son âme», 1943).
С 1908 г. печатался как литературный и театральный обозреватель. Дебютировал романом «Госпожа Счастье» («Madame Bonheur», 1909). Сатирическое дарование Р. Бенжамена – мастера бытовых зарисовок и консервативного критика Третьей республики и её институтов – раскрылось в книгах «Фарс Сорбонны» («La farce de la Sorbonne», 1911, дополненное издание 1921), «Мировые судьи» («Les justices de paix», 1913), «Торговый дом» («L’hôtel des ventes», 1914), «Дворец правосудия и его юристы» («Le Palais et ses gens de justice», 1919), «Невежды и демагоги» («Aliborons et démagogues», 1927), «Суд присяжных, его претензии и дела» («La cour d’Assises, ses pompes et ses œuvres», 1931).
Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. призван в действующую армию, в сентябре 1914 г. тяжело ранен под Верденом. В госпитале написал роман «Гаспар» («Gaspard», 1915; Гонкуровская премия, 1915; русский перевод 1917); изображение войны глазами солдата-добровольца, бесстрашного в бою и ненавидящего казарменную рутину, принесло Р. Бенжамену популярность. После излечения служил во вспомогательном составе; военные впечатления отразились в книгах «Под небом Франции» («Sous le ciel de France», 1916), «Майор Пайп и его отец. Англичане на войне» («Le major Pipe et son père. Anglais en guerre», 1918), «Репатрианты» («Les rapatriés», 1918).
После войны сблизился с М. Барресом, Л. Доде, Ш. Моррасом, монархическим движением «Аксьон франсез», написал ряд памфлетов на актуальные темы: «Амаду-большевик» («Amadou bolcheviste», 1920) против «салонного большевизма», «Валентина, или демократическое безумие» («Valentine ou la folie démocratique», 1924) против парламентской системы, «Женевские авгуры» («Les augures de Genève», 1929) против Лиги Наций и политики А. Бриана. Сатирические картины жизни Франции при режиме Народного фронта и нацистской Германии вошли в роман «Хроника смутного времени» («Chronique d’un temps troublé», 1938). В агиографическом тоне выдержаны книги-портреты «Монолог Мориса Барреса» («Le soliloque de Maurice Barrès», 1924), «Слова маршала Жоффра» («Les paroles du maréchal Joffre», 1929), «Клемансо на покое» («Clemenceau dans la retraite», 1930), «Шарль Моррас, сын моря» («Charles Maurras, ce fils de la mer», 1932), «Муссолини и его народ» («Mussolini et son people», 1937), «Ангельское посещение» («La visite angélique», 1948) о папе Пие XII.
Автор романизированных биографий «Необычайная жизнь Оноре де Бальзака» («La prodigieuse vie d’Honoré de Balzac», 1925; русский перевод 1928), «Мольер» («Molière», 1936), «Мария-Антуанетта» («Marie-Antoinette», 1940) и др. После поражения Франции, описанного в романе «Трагическая весна» («Le printemps tragique», 1940), жил в «свободной зоне», печатался и выступал в оккупированной зоне, избегая политических тем; верный антигерманской ориентации, с немцами не сотрудничал. Написал агиографические очерки о Ф. Петене – «Маршал и его народ» («Le Maréchal et son people», 1941), «Семь звёзд Франции» («Les sept étoiles de France», 1942), «Великий человек в одиночестве» («Le grand homme seul», 1943).
Поддерживал «национальную революцию», с которой связывал надежды на духовное возрождение: книга «Истины и мечты об образовании» («Vérités et rêveries sur l’éducation», 1941), дневники военных лет (опубликованы в 2013). 14 ноября 1944 г. арестован как «прогерманский писатель», через несколько месяцев освобождён без суда. Истории своего сына Жана-Лу (1917–1945), участвовавшего в освобождении Туниса, Италии и Франции и погибшего в бою, посвятил книгу «Убитый ребёнок» («L’enfant tué», 1946), освобождению Франции и послевоенным годам – романы «Невинные в буре» («Les innocents dans la tempête», 1947) и «Божий лик» («Le divin visage», 1948), отмеченные настроением христианского смирения. После исключения из Гонкуровской академии, членом которой Р. Бенжамен был с 1938 г., написал памфлет «Гонкуровская галера» («La galère des Goncourt», 1948) с портретами писателей-современников. Автор комедий «Паша» («Le Pacha», 1911), «Одноглазая сорока» («La pie borgne», 1921), «Радости случая» («Les plaisirs du hazard», 1922) и др.; работал с Ж. Копо (очерк «Поиск Абсолюта»; «La recherche de l’Absolu», 1943) и Сашей Гитри («Саша Гитри, король театра»; «Sacha Guitry, roi du théâtre», 1933).
Пользовался популярностью как лектор во Франции и у зарубежной франкоязычной аудитории; прочитал около 1400 лекций на литературные, театральные и политические темы, в том числе по материалам своих книг, в стиле которых заметна разговорная интонация.
Творчество Бенжамена, временно забытое, в 21 в. снова привлекает к себе внимание.