Беляев Виктор Николаевич
Беля́ев Ви́ктор Никола́евич [16.3(28.3).1896, Московская губерния – 25.7.1953, Москва], советский учёный, один из основоположников науки о прочности металлических самолётов, авиаконструктор. Доктор технических наук (1940), профессор (1949).
Учился в Московском политехническом институте (1920–1922) и одновременно в Московском государственном университете (1922–1923). В 1925 г. работал инженером по прочности в конструкторском бюро Д. П. Григоровича, в 1926 г. перевёлся в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где занимался расчётами на прочность самолётов АНТ-6, АНТ-7, АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20. В 1926–1934 гг. разработал метод расчёта на прочность прямого свободнонесущего крыла с жёсткой обшивкой, в 1933–1936 гг. предложил метод расчёта критической скорости флаттера и способ повышения этой скорости – установку противофлаттерных грузов в носовой части крыла.
В начале 1930-х гг. создал планёр БП-2 (ЦАГИ-2), который стал прообразом задуманного им необычного самолёта. В августе 1934 г. полноразмерный БП-2 отправили на планёрный слёт в Коктебель, где он показал отличные устойчивость и управляемость; аэродинамическое качество достигало 18–20 ед.
В 1935 г. создал рекордный планёр с размахом крыла 20 м, массой конструкции 400 кг, аэродинамическим качеством 33 ед.
В 1935 г. принял участие в конкурсе на разработку скоростного транспортного самолёта, организованном Авиационным всесоюзным научным инженерно-техническим обществом (АвиаВНИТО) и газетой «За рулём». Конструкторская группа Беляева представила на него проект двухмоторного и двухфюзеляжного самолёта, получившего название АвиаВНИТО-3.
В 1937 г. на основе проекта самолёта АвиаВНИТО-3 конструкторский коллектив начал разработку бомбардировщика ДБ-ЛК (дальний бомбардировщик – летающее крыло).
В 1939 г. Беляев был назначен главным конструктором московского завода № 156 (ныне АО «Туполев»), на котором построен ДБ-ЛК; в 1941 г. работал конструктором на авиазаводе № 166 (ПО «Полёт»), а затем – в должности начальника расчётного бюро в конструкторском бюро В. М. Мясищева на заводе № 288 (ныне Савёловский машиностроительный завод); в послевоенный период вернулся в ЦАГИ, где занимался исследовательской работой в области прочности авиационных конструкций.
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1931, 1945).
Похоронен на Захарьинском кладбище в Москве.