Апиц Бруно
А́пиц Бру́но (Bruno Apitz) (28.4.1900, Лейпциг – 7.4.1979, Берлин), немецкий прозаик и драматург.
Двенадцатый ребёнок в семье прачки и рабочего. В 1905–1914 гг. посещал народную школу. В 1914−1915 г. учился на мастера по изготовлению печатей, вынужден был оставить учёбу по финансовым причинам. 16 августа 1917 г. как член молодёжного кружка Социал-демократической партии Германии выступил перед бастующими рабочими лейпцигского военного завода с пацифистской речью. За антивоенную пропаганду арестован, провёл девять месяцев в предварительном заключении, во время которого написал первые стихотворения, отражающие пребывание в тюрьме, – «Цветочек в тюремном дворе» («Das Blümchen im Gefängnishof», 1917) и др. В мае 1918 г. приговорён к году и семи месяцам тюремного срока за измену родине, в октябре того же года помилован. Принимал участие в Ноябрьской революции 1918 г. В 1919 г. работал помощником книготорговца. В 1920 г. участвовал в забастовке против Капповского путча 1920 г. К тому же году относятся первые публикации: стихотворения и прозаическое произведение «Молодой поэт» («Der junge Dichter») в сатирическом журнале Der Drache («Дракон»), рассказ «Рождество в камере» («Weihnacht in der Zelle») в газете Коммунистической партии Германии (КПГ) Der Klassenkampf («Классовая борьба») и др. В 1924 г. в течение полугода играл в лейпцигском Старом театре (Altes Theater), затем работал торговым помощником на одном из лейпцигских предприятий оптовой торговли.
Первая пьеса − «Человек за спиной» («Der Mensch im Nacken», 1924) – cатира, направленная против запрета абортов. В 1927 г. вступил в КПГ. В 1928–1930 гг. возглавлял издательство при организации «Красная помощь Германии» в Берлине и был одним из издателей журнала Die Tribüne («Трибуна»). В 1930–1933 гг. член Союза пролетарских революционных писателей Германии и председатель его отделения в Лейпциге. В 1930–1933 гг. сценарист и режиссёр в агитационной труппе «Красные фанфары» («Rote Fanfaren»). Написанный в это время роман «Флек и Барб, небритые» («Fleck und Barb, die Unrasierten», создан в 1933) повествует о доносчиках на промышленных предприятиях и слежке за рабочими-коммунистами.
В мае 1933 г., после прихода нацистов к власти, арестован, пробыл три месяца в концентрационных лагерях Кольдиц и Заксенбург. После освобождения снова занялся нелегальной партийной работой. В 1934 г. арестован и в 1935 г. приговорён к двум годам и десяти месяцам заключения по обвинению в государственной измене. Отбывал срок в тюрьме г. Вальдхайм до ноября 1937 г., когда наряду с другими политическими заключёнными был отправлен в Бухенвальд. До окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. находился в заключении; работал строителем, укладчиком кабеля и др. В 1938 г. освоил технологию по изготовлению скульптур и резьбу по дереву, выполнял скульптурные работы по поручению лагерного начальства. Выступал как конферансье в лагерном кабаре. В Бухенвальде писал стихи и новеллы: новелла «Эстер» («Esther», создана в 1944, опубликована в 1959 в альманахе ПЕН-клуба) о трагической любви еврейской женщины и немецкого коммуниста в концентрационном лагере.
С 1945 г. корреспондент, с 1949 г. редактор Leipziger Volkszeitung («Лейпцигская народная газета»); писал под псевдонимом Бриц (Britz). В 1946 г. управляющий директор лейпцигских театров. В том же году вступил в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Создал ряд пропагандистских пьес и поставил их с помощью любительского актёрского коллектива на электростанции Хиршфельде близ г. Циттау: «Убийца Полифаг» («Der Mörder Polyphag», 1946), «Песнь песней» («Das Hohe Lied», 1948) и др. В 1946 г. вышел коллективный документальный сборник «Таким был Бухенвальд! Документальное свидетельство» («Das war Buchenwald! Ein Tatsachenbericht»), в который вошли и воспоминания самого Б. Апица.
Создал радиопьесы «Памяти Карла фон Осецкого» («In memoriam Carl von Ossietzky») о К. фон Осецком, «Карл Маркс» («Karl Marx»), «Государство» («Der Staat»), воспевающие социализм (поставлены телерадиокомпаниями Berliner Rundfunk и Mitteldeutscher Rundfunk, 1947). C 1951 г. председатель Профсоюза деятелей искусства и литературы в Лейпциге. В 1952 г. переехал в Берлин, писал сценарии для кинокомпании DEFA (не экранизированы). В 1954 г. вошёл в состав президиума Союза писателей ГДР. В 1957−1958 г. сотрудничал с Министерством государственной безопасности ГДР.
Читательское признание и мировая известность пришли в 1958 г. с публикацией самого значительного произведения – романа «Голый среди волков» («Nackt unter Wölfen»; Государственная премия ГДР 3-го класса, 1958; экранизации 1963, режиссёр Ф. Байер, ГДР, и 2015, режиссёр Ф. Кадельбах, ФРГ; русский перевод 1961 под названием «В волчьей пасти», с 1976 издавался под названием «Голый среди волков»; переведён более чем на 30 языков). Книга, основанная на автобиографическом материале, повествует о движении сопротивления среди узников лагеря Бухенвальд под руководством интернационального подпольного комитета, в состав которого вошли убеждённые коммунисты из разных стран. События разворачиваются вокруг спасения трёхлетнего ребёнка, случайно попавшего в концлагерь. В романе показаны героические характеры отдельных людей, активно участвующих в антифашистской борьбе, и одновременно массовость, присущая сопротивлению внутри многонационального концентрационного лагеря.
В 1959 г. вместе со С. Геймом был делегатом от ГДР на Конгрессе писателей в Индии. В 1960-е гг. принят в члены Берлинской академии искусств. В 1961 г. публично приветствовал строительство Берлинской стены и оправдывал применение насилия в отношении перебежчиков. Во время писательского турне по Западной Германии в 1962 г. был арестован из-за членства в СЕПГ и выдворен в ГДР. С 1975 г. почётный гражданин Лейпцига.
В 1976 г. опубликовал исторический роман «Радуга» («Der Regenbogen») о судьбах немецких рабочих начала 20 в. После смерти писателя был издан незавершённый роман «Тлеющий пожар» («Schwelbrand», 1984), продолжавший тему, поднятую в романе «Радуга».
Награждён серебряной (1960) и золотой (1965) степенями ордена «За заслуги перед Отечеством», орденом Карла Маркса (1970).