Апанаевское медресе
Апана́евское медресе́ (Приозёрное медресе, «Касымия»), одно из старейших мусульманских учебных заведений в Татарстане, функционировало в 1771–1918 гг. Ныне находится в Казани (улица Ш. Марджани, дом 28). «Приозёрное» связывают с расположением медресе, главный фасад которого выходит на озеро Кабан. Название «Касымия» восходит к одному из заведующих медресе – указному имаму Апанаевской мечети Мухамматкасыму Салихову (с 1899). Наконец, наиболее распространённое именование – Апанаевское – медресе получило по имени известных купцов Апанаевых, финансировавших и учебное заведение, и мечеть, при которой функционировало медресе.
О большом количестве учащихся Апанаевского медресе (в конце 18 в. в нём обучались более 200 шакирдов) говорит тот факт, что специально для них в 1799 г. купец С. Мустафин выстроил отдельную деревянную мечеть (улица Ахтямова, дом 7). Число шакирдов колебалось: согласно официальной статистике, в 1835 году учеников было 40, в 1861 – 38, 1875 – более 300, в 1888 – 140, в 1895 – 60, в 1913 – около 150.
Двухэтажное здание медресе, дошедшее до нашего времени, было построено по проекту архитектора П. И. Романова в 1877 г. в стиле эклектики с элементами классицизма. Средства на возведение здания выделил купец 2-й гильдии А. Ф. Рахматуллин (1832–1910). В распоряжении учащихся оказались светлые просторные классы, общежитие, столовая, прачечная и т. д.
Учредителем Апанаевского медресе во втором приходе города Казани был С. Сагитов, руководивший учебным заведением до своей смерти в 1825 г. Поддерживал и воплощал на практике принципы преподавания бухарской традиции. Последующие руководители медресе – И. Сагитов (1831–1838), М. Мухаметрахимов (1836–1861), Салахутдин Сагитов (1861–1875) – также придерживались бухарских практик.
В Апанаевском медресе в разные годы учились просветитель татарского народа и востоковед Х. Фаизханов (1823–1866), выдающийся татарский писатель Г. Исхаки (1878–1954), известный учёный-богослов М. Бигиев, депутат 2-й и 3-й Государственных дум С. Максуди, а также писатели З. Бигиев, Г. Камал, М. Гали, А. Шамов, народный певец К. Мутыги и многие другие.
В медресе преподавали на разных этапах его существования педагог и журналист А. Максуди (1868–1941), учёный-тюрколог А.-З. А. Валидов (1890–1970), драматург Г. Кулахметов (1881–1918) и др.
В связи с развитием джадидизма бухарские традиции преподавания сменялись новометодными тенденциями. Двенадцатигодичный курс в Апанаевском медресе делился на 3 отделения по 4 года: ибтидаия (начальное отделение), рушдия (среднее отделение), игдадия (специализированная ступень для будущих имамов). Шакирдам преподавали чтение, письмо, основы вероучения и поклонения, татарский язык, историю ислама и арифметику; затем тафсир, хадисы, фикх, фараиз (наследственное право), калям (богословие), мировую и российскую историю, геометрию, географию, татарскую и арабскую грамматику. Всё обучение велось на татарском языке. При медресе существовал трёхгодичный курс русского языка по программе начальных училищ Министерства народного просвещения. Изучение русского языка было необязательным (русский класс был открыт в 1876 и в начале 20 в. помещался в отдельном здании).
Апанаевская община обеспечивала медресе достойную основу для развития. Медресе ежегодно получало 2200 руб. с собственного вакуфного имущества. Ещё 1 тыс. руб. жертвовали прихожане, часть средств поступала от шакирдов: от 2 до 5 руб. в качестве платы за учёбу и от 3 до 5 руб. за предоставление места в общежитии.
Апанаевское медресе являлось со времени возникновения джадидистского движения самым передовым. В нём с 1862 г. учился у мударриса С. Исхакова Баруди (1857–1921). Впоследствии Баруди как руководитель новометодного медресе Мухаммадия повлиял на Апанаевское учебное заведение: оно всё меньше ориентировалось на бухарских ортодоксов и становилось более восприимчивым к новым веянием. Светские науки сильно потеснили сферу узкорелигиозных дисциплин.
Медресе было закрыто в 1918 г. Здание медресе было возвращено мусульманской общине в 2010 г.