Vox humana
Vox humana (с лат. – человеческий голос), 8-футовый язычковый органный регистр, призванный имитировать человеческий голос.
Регистр известен с середины 16 в. К 18 в. сформировалась его общепринятая конструктивная реализация с характерным коротким резонатором, наполовину или полностью закрытым. Название Vox humana присуще немецким, голландским, английским органам, во французском органостроении регистр обычно именуется Voix humaine, в испанском – Voz humana. Регистр с этимологически тождественным названием Voce umana в итальянских органах является не язычковым, а лабиальным тремолирующим регистром (производящим волнообразные биения; о конструктивной реализации таких биений см. Unda maris).
В классической французской органной традиции (17–18 вв.) регистр Voix humaine всегда использовался вместе с регистром Bourdon и устройством tremblant doux; также мог добавляться 4-футовый флейтовый регистр; солирующий голос с такой комбинацией регистров предписывалось играть «нежно и хорошим легато» (Андре Резон, Livre d’orgue, 1688).
Для голландской органной традиции 17–18 вв. комбинация регистров Quintadena 8’, Baarpijp 8’, Vox humana 8’ (также в сочетании с тремулянтом) – одна из типовых регистровых комбинаций, часто называемая «классической голландской регистровкой». Она была настолько востребованной органистами, что конструктивная невозможность её составления стала одной из главных претензий к органу в церкви Святого Михаила в Зволле, построенному в 1721 г. Ф. К. Шнитгером и его братом, Иоганном Юргеном Шнитгером [1690 – после 1733; звучание регистра Vox humana 8′ с тремулянтом на органе А. Шнитгера в Нордене (1692) демонстрирует Б. Кароши, см. 7:04–7:27].
Существуют редкие образцы 16- и 4-футовых регистров Vox humana (наборы из нескольких таких регистров весьма характерны для больших театральных органов).
Синонимичные названия регистра, относительно редко встречающиеся: Menschenstimme, Anthropoglossa.