Анохин Сергей Николаевич
Ано́хин Серге́й Никола́евич [19.3(1.4).1910, Москва – 15.4.1986, там же], советский лётчик-испытатель, полковник (1949), Герой Советского Союза (1953), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1950).
В 1927–1929 гг. работал разнорабочим Московского жилкомхоза, укладчиком шпал в Московском отделении Рязанско-Уральской железной дороги, слесарем на Измайловской электроподстанции. В 1929 г. окончил автомобильные курсы. В 1929–1931 гг. работал водителем автобуса в Басманном и Ордынском автобусных парках г. Москва.
В 1930 г. окончил Московскую планёрную школу, в 1931 г. Высшую лётно-планёрную школу (посёлок Коктебель, Крым), в 1932 г. Центральную лётную школу Осоавиахима, в 1935 г. Высшую парашютную школу. В ноябре 1931 – апреле 1935 гг. командир учебного лётного отряда Высшей лётно-планёрной школы. 15 сентября 1933 г. на планёре ПС-1 установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планёре – 15 ч 47 мин. В мае 1934 г. участвовал в первом буксировочном перелёте трёх планёров Г-9 за самолётом П-5 (пилоты планёров С. Н. Анохин, Н. Я. Симонов, И. И. Шелест; пилот самолёта Н. Д. Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 г. и на следующий день с промежуточными посадками достиг Коктебеля. 2 октября 1934 г. выполнил эксперимент по испытанию планёра «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. В октябре 1934 г. на планёре «П. П. Постышев» выполнил экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва, а на планёре Г-2 установил всесоюзный рекорд высоты полёта на планёре – 2 340 м. 18 октября 1934 г. на планёре Г-2 установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 32 ч 11 мин.
В апреле 1935 – январе 1940 гг. занимался подготовкой лётчиков и парашютистов в Турции.
В январе 1940 – ноябре 1941 гг. командир планёрного звена, командир отряда и командир планёрной авиаэскадрильи в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова (Тушино).
В армии с ноября 1941 г. В ноябре 1941 – сентябре 1943 гг. лётчик-испытатель, командир звена и командир отряда опытно-испытательного полигона Воздушно-десантных войск (деревня Медвежьи Озёра, Щёлковский район, Московская область). В августе – сентябре 1942 г. выполнил подлёты и первый полёт на планёре А-40, предназначенном для десантирования лёгкого танка Т-60 по воздуху. Провёл испытания планёра А-7 на штопор (1942), испытания планёра Гр-29, испытания по буксировке самолёта за самолётом.
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: в 1942–1943 гг. командир лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942–1943 гг. совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планёрах А-7, Г-11 и КЦ-20, доставлял боеприпасы, медикаменты и продукты. В ночь на 17 марта 1943 г. вместе с лётчиком А. В. Жилютовым выполнил единственный за всю историю Великой Отечественной войны взлёт на планёре с партизанского аэродрома. [Доставив в занятый партизанами посёлок Бегомль (Докшицкий район Витебской области, Белоруссия) группу подрывников, лётчики с риском для жизни (из-за малых размеров взлётной площадки) вывезли на планёре Г-11 четырёх тяжелораненых бойцов партизанской бригады «Железняк».] Планёр буксирован на коротком тросе самолётом СБ.
В 1943–1962 гг. на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ, г. Жуковский Московской области, ныне ЛИИ имени М. М. Громова). Принимал участие в испытаниях опытных самолётов различных опытно-конструкторских бюро (ОКБ).
Выполнил первые полёты и провёл испытания изделия «302П» в планёрном варианте (1943), истребителя Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4С (1944), высотного истребителя Як-3ПД (1945). В 1944–1945 гг. провёл сложные исследования влияния перегрузок на организм и работоспособность лётчика в полёте. 17 мая 1945 г., во время проведения контрольных испытаний на прочность, у истребителя Як-3 отломилась левая плоскость крыла. Анохин сумел покинуть кабину падающего самолёта с парашютом, получив при этом тяжёлые ранения, в результате которых потерял левый глаз. Несмотря на это, в декабре 1945 г. вернулся на лётно-испытательную работу.
Первым поднял в небо и испытал опытные реактивные истребители Як-25 (1947), Як-30 (1948) и Як-50 (1949–1950), второй опытный экземпляр реактивного истребителя МиГ-15 (1948), учебно-тренировочный реактивный истребитель Як-23УТИ (1949), планёры А-13 (1958), А-15 (1960) и «Амур» (1961). В 1957 г. участвовал совместно с Г. М. Шияновым в сложнейших испытаниях системы СМ-30, созданной для запуска реактивного истребителя МиГ-19 с наземной катапульты. Провёл испытания: реактивных истребителей МиГ-15 и МиГ-21Ф на штопор; учебно-тренировочного истребителя МиГ-15УТИ на возможность вывода его вслепую из перевёрнутого штопора; сверхзвукового истребителя МиГ-19 на динамический потолок; по дозаправке истребителя МиГ-15бис от бомбардировщика Ту-4; первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104 на устойчивость и управляемость; реактивного бомбардировщика средней дальности Ту-16 на срыв и сваливание; летающей лаборатории Ту-104ЛЛ на режимах невесомости. Принимал участие в испытаниях самолётов: Су-11, Су-12, Як-16, И-215, Ла-174, И-320 («Р-2»), Як-11У, Як-18У, Су-15 («П»), Як-20, Як-26, Як-28 и Як-32, планёра КАИ-17 и многих других.
В 1951– октябре 1952 гг. совместно с Амет-ханом Султаном, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым провёл испытания пилотируемого самолёта – аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». Самолёт-аналог подвешивали под бомбардировщиком Ту-4КС, самолёт-носитель набирал высоту 3 000 м, затем включался двигатель самолёта-аналога и происходила его отцепка от Ту-4КС. Затем самолёт-аналог, управляемый сигналами с самолёта-носителя, летел на цель. Лишь в 200–150 м от надводной цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводил самолёт-аналог с боевого курса и сажал его на грунтовую полосу. За проведение этих испытаний удостоен Сталинской премии 2-й степени (февраль 1953).
Анохин пять раз покидал аварийные планёры и самолёты с парашютом (1934, 1942, 1945, 1949, 1960). Примечательно, что он, в нарушение всех инструкций, был вынужден покидать с парашютом реактивные самолёты из-за отказа катапультных систем.
В августе 1962 – марте 1964 гг. заместитель начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. С февраля 1964 г. в звании полковника вышел в отставку.
Всего освоил около 200 типов самолётов и планёров, провёл испытания 30 типов самолётов, выполнил 308 парашютных прыжков, из них 6 вынужденных.
С мая 1964 г. работал в ОКБ-1 (в 1966–1976 Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, с 1976 Головное конструкторское бюро научно-производственного объединения «Энергия», ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва): начальником лётно-испытательного отдела (по март 1974), начальником сектора (март 1974 – ноябрь 1978) и заместителем командира отряда космонавтов (с ноября 1978). Руководил подготовкой специалистов ОКБ-1 для космических полётов в качестве бортинженеров. Сам проходил подготовку: в 1966–1967 гг. по программе первого космического полёта со стыковкой космических кораблей «Союз» на орбите искусственного спутника Земли, в 1967–1968 гг. по программе космического полёта с посадкой на Луну. Однако из-за медицинских противопоказаний был отстранён от дальнейшей подготовки к космическим полётам.
Награждён 3 орденами Ленина (1949, 1953, 1980), 2 орденами Красного Знамени (1943, 1948), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1947, 1985), орденом Красной Звезды (1961), медалями; медалью «Китайско-советская дружба» (КНР).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его именем названы: малая планета № 4109 (с 1969), улица в г. Жуковский Московской области. В Москве на доме, в котором он жил, и в г. Жуковский на улице, носящей его имя, установлены мемориальные доски.