Срыв потока
Срыв пото́ка (отрыв потока), одно из наиболее распространённых явлений в механике жидкости и газа. Оно может наблюдаться при обтекании крыла самолёта и его хвостового оперения, около кормовой части фюзеляжа, в диффузорах и т. д.
Срыв потока состоит в том, что взамен гладкого обтекания тела (рис., а) реализуется поток, содержащий область возвратно-вихревого течения (рис., б), которая может быть замкнутой или открытой. Обычно передняя часть тела обтекается гладко, а вихревая область расположена около его задней части. Характерным для этой области является такое течение жидкости (газа), в котором частицы движутся не только в направлении основного потока (потока вне области возвратно-вихревого течения), но и в противоположном направлении. Срыв потока при обтекании элементов летательного аппарата (таких, например, как крыло самолёта) крайне нежелателен, поскольку его появление приводит к значительному росту аэродинамического сопротивления и, как правило, к снижению подъёмной силы.
Используются различные методы улучшения формы крыльев с целью затягивания отрыва потока – приближения точки отрыва к задней кромке крыла. Тем самым достигается уменьшение влияния срыва потока на аэродинамические характеристики крыла. Исключением является, например, треугольное крыло малого удлинения, при обтекании которого срыв потока с передних кромок сопровождается образованием над его верхней поверхностью двух вихревых жгутов, что приводит к снижению давления над ней и, следовательно, к увеличению подъёмной силы.