Анна Мар
А́нна Мар (псевдоним; урождённая Анна Яковлевна Бровар, в замужестве Леншина) [7(19).2.1887, Санкт-Петербург – 19.3(1.4).1917, Москва], русская писательница, публицист, киносценарист.
Дочь художника-пейзажиста Я. И. Бровара. В 1902 г. переехала в Харьков, работала гувернанткой, служащей в конторе и др. С 1905 г. публиковалась в харьковской газете «Южный край». С 1906 г. подписывала произведения псевдонимом Анна Мар (Мар – злой дух из «Сутра-нипаты», части «Сутра-питаки» из Типитаки): рассказы «Гудымка» (1906), «Без заглавия» (1908), «Приезд Риты» (1909), серия стихотворений в прозе «Настроения» (1907), драматический этюд «Непоправимое» (1907). В 1906 г. издала первый сборник рассказов «Миниатюры». Тогда же начала разрабатывать жанр «cartes postales» («почтовых карточек») – лаконичных зарисовок, в которых подтекст значил больше, нежели сказанное: «Нуми» (1908), «Её жизнь» (1908), «Люля Бэк» (1909) и др.
В 1910 г. вернулась в Санкт-Петербург. С 1912 г. проживала в Москве, где посещала литературно-артистический салон Л. Н. Столицы «Золотая гроздь», а также кружок Рунт. Вела переписку с писателями В. Я. Брюсовым, А. Г. Горнфельдом, В. М. Дорошевичем, Е. А. Колтоновской, Ф. Сологубом, И. И. Ясинским. Дружила с поэтом В. В. Гофманом, после его самоубийства написала некролог (1911).
Произведения А. Мар отличаются лаконичной формой, напряжённой динамикой действия, исповедальностью тона, открытым и парадоксальным финалом. Основная тема – женская: жертвенная природа женской любви, психология современной женщины, её безнадёжная борьба за существование, поиск творческого признания, «невозможная» любовь (часто к католическому священнику). Увлекалась польской культурой (большинство героев её произведений – поляки), перешла в католичество. Излюбленным образом-архетипом писательницы была Мария Магдалина, символизирующая глубокое переживание собственной греховности и возможность духовного возрождения. Из-за скандальности сюжетов и смелости в описании эротических сцен прозу А. Мар часто относили в разряд бульварной литературы и даже порнографии (Волин Ю. «Когда тонут корабли». Памяти Анны Мар // Журнал журналов. 1917. № 12. С. 8).
Публиковала рассказы, статьи и стихи в «Московской газете», журналах «Огонёк» (1913–1914), «Женское дело» (1911–1917) и мн. др. Избранные произведения, напечатанные на страницах газет, составили сборник «Невозможное» (1912). В 1913 г. вышел сборник повестей «Идущие мимо», в которых продемонстрирована борьба между зарождающимся индивидуализмом современной женщины и «безвольной, безличной женской стихией» (Заречная С. Анна Мар. (Идущие мимо) // Женское дело. 1914. № 8. С. 15). Первый роман «Тебе Единому согрешила» (в журнале «Русская мысль», 1914; отдельным изданием в 1915) повествует о любви молодой вдовы Мечки Беняш и ксёндза Ришарда Иодко. В 1916 г. вышел сборник «cartes postales» «Кровь и кольца»; в том же году написана драма «Когда тонут корабли» (Мар. 2020. С. 536–595) об отношениях женщины и немолодого женатого помещика.
Наиболее значимое произведение – роман «Женщина на кресте» (в сокращённой цензурой версии, 1916; полный текст опубликован в 1918), в основу которого легла её собственная повесть «Платоническая любовь» (1915). Название романа выбрано под впечатлением от картины Ф. Ропса «Искушение святого Антония» (1878), на которой вместо распятого Иисуса Христа на кресте изображена обнажённая женщина (творчество Ф. Ропса созвучно эстетической позиции писательницы). Книга повествует о любовной страсти главной героини Алины Рушиц к пожилому мужчине Генриху Шемиоту. В центре авторского внимания – эстетика садомазохистского опыта, женское самоотречение ради возлюбленного. Книга имела скандальный успех, первый тираж (2,5 тыс. экземпляров) был раскуплен в течение десяти дней. Вскоре после публикации московская кинофирма «Тиман и Осипов» выпустила экранизацию «Оскорблённая Венера» (1916, режиссёр В. К. Висковский); писательница обвинила создателей фильма в плагиате.
В 1914–1917 гг. написала сценарии для фильмов «Люля Бек» (премьера в 1914, режиссёр Е. Ф. Бауэр), «Дикая сила» (премьера в 1916, режиссёр Б. В. Чайковский) и многих других; в журнале «Пегас» опубликованы сценарии «Дурман» (1915) и «Смерч любовный» (1916). Неоднократно сетовала на чрезмерно вольное обращение режиссёров с её работами.
В «Журнале для женщин» (1914–1917) выступала под псевдонимом «Принцесса Грёза», вела рубрику «Интимные беседы "Принцессы Грёзы"», в которой рассуждала на разные темы (статьи «Униженная любовь», «Почему женщины изменяют», «О женских пороках» и прочее). Отвечала на вопросы читательниц в рубрике «Ответы "Принцессы Грёзы"». После смерти А. Мар под псевдонимом «Принцесса Грёза» работал прозаик и журналист А. М. Громов (1888–1937).
Покончила с собой. В. Я. Брюсов посвятил уходу А. Мар одну из страниц «Дневника поэта» («Сегодня – громовой удар» // Валерий Брюсов. Москва, 1976. С. 28). Похоронена в польской части Московского немецкого (Введенского) кладбища; могила утеряна.