Андри Снайр Магнасон
А́ндри Снайр Ма́гнасон (Andri Snær Magnason) (род. 14.7.1973, Рейкьявик), исландский прозаик, поэт, издатель, общественный деятель.
Из семьи потомственных врачей. В 1997 г. окончил Исландский университет по специальности «исландский язык». В конце 1990-х гг., будучи научным сотрудником Института исландских исследований Арни Магнуссона (г. Рейкьявик), изучал местный фольклор. Вместе с коллегой Роусой Торстейнcдоттир при поддержке института и музыкального лейбла Smekkleysa («Безвкусица») выпустил альбом «Голоса» («Raddir», 1998), содержащий исландские народные песни в аутентичном звучании, записанные в 1903–1973 гг. в разных частях острова. Результатом сотрудничества с музыкальной группой Múm стал альбом «Пилот» («Flugmaður», 1999), в который вошли аудиозаписи стихотворений Андри Снайра Магнасона, исполненные им же.
В 1995 г. под собственным импринтом Nykur выпустил свою первую книгу – сборник «Контрабанда стихов и похищение поэта» («Ljóðasmygl og skáldarán», 1995; положен на музыку Тоурюнн Грьетой Сигюрдардоттир в 2019). Произведение включает экспериментальные тексты, преимущественно иронические и юмористические, разных жанров: от стихотворений в прозе до хокку.
Название следующего поэтического сборника – «Бонусные стихи» («Bónusljóð», 1996) – отсылает к сети недорогих исландских супермаркетов Bónus («Бонус»). По признанию автора, идея книги возникла из желания перевести повседневность, в частности, походы за покупками в местный супермаркет, «в мифологический план» (Íslensk bókmenntasaga. 2006. Bls. 423). «Бонусные стихи» – сатира на общество потребления, в котором поэзия «ничем не примечательнее других товаров первой необходимости» (Kristjánsdóttir. 2010. Bls. 256). Стихотворения содержат аллюзии на евангельские истории, скандинавские мифы, европейские народные сказки, известные произведения мировой литературы, в том числе «Божественную комедию» Данте.
Критикой общества потребления проникнут и научно-фантастический роман «ЛавСтар» («LoveStar», 2002; русский перевод 2023), отмеченный чертами антиутопии. В основе сюжета – история влюблённой пары, противостоящей международному концерну «LoveStar», который контролирует человеческие чувства. Имена главных героев (Сигридюр и Индриди) отсылают к первому исландскому роману – «Парень и девушка» («Piltur og stúlka», 1850) Йоуна Тороддсена.
Важное место в творчестве Андри Снайра Магнасона занимают произведения для детей, наиболее известное из которых – повесть «История голубой планеты» [«Sagan um bláa hnöttinn», 1999; русский перевод 2020; Исландская литературная премия, 1999; Книжная премия UKLA, 2014; Международная премия Януша Корчака, 2000, Американская международная премия «Зелёная планета» 2013; одноимённая постановка 2001, режиссёр Тоурхатлюр (Тоурхадлюр) Сигюрдссон, Национальный театр Исландии, г. Рейкьявик; одноимённый мюзикл 2016, режиссёр Бергюр Тоур Ингоульфссон, Городской театр Рейкьявика]. Здесь в аллегорической форме говорится о важности сохранения окружающей среды и природы: на счастливую, населённую детьми планету приземляется пришелец и начинает исполнять их желания, что приводит к катастрофическим экологическим последствиям. В дальнейшем герои осознают, что своими прихотями нанесли планете серьёзный ущерб, и пытаются спасти положение.
В другом произведении для детей, романе «Ящик времени» («Tímakistan», 2013; Исландская литературная премия, 2013; русский перевод 2021), сочетающем элементы фантастики, сказки и антиутопии, поднят вопрос личной ответственности как за свою жизнь, так и за будущее человечества. В романе два равнозначных сюжетных плана. Так, часть действия разворачивается в современном мире, пришедшем в запустение из-за того, что все люди спрятались в страхе перед угрозой кризиса в специальные чёрные ящики, внутри которых время остановилось. Другая часть повествования посвящена истории древней империи, правитель которой одержим мечтой покорить время, а его дочь становится заложницей этих амбиций.
Актуальным темам экологии посвящены и публицистические произведения Андри Снайра Магнасона. В эссе «Страна мечты: справочник для испуганного народа» («Draumalandið: sjálfhjálparbók handa hræddri þjóð», 2006; Исландская литературная премия, 2006; экранизирован Торфиннюром Гвюднасоном в 2009) автор пытается доказать, что развитие тяжёлой индустрии в Исландии (вопрос о её создании поднимался в исландском правительстве в 2000-х гг.) станет губительным для местной экологии. В эссе «О времени и воде» («Um tímann og vatnið», 2019), своим названием отсылающем к поэме «Время и вода» Стейна Стейнарра, затронута проблема таяния ледников и глобального потепления.
Среди других произведений – прозаические сборники «Не мелкие рассказы» («Engar smá sögur», 1996), «Спи, любовь моя» («Sofðu ást mín», 2016).
Творчество писателя, выдержанное, в целом, в традициях постмодернизма, отличает интертекстуальность и широкая ассоциативность образов. Большинство произведений объединяет тема ответственности людей за окружающий мир перед будущими поколениями.
Интерес Андри Снайра Магнасона к проблемам экологии проявляется также в общественной деятельности. В середине 2000-х гг. он вместе с другими активистами выступал против строительства электростанции на восточном высокогорье Исландии. В 2016 г. баллотировался на пост президента Исландии (набрал 14,3 % голосов). В своей предвыборной программе писатель подчёркивал важность экологической повестки, необходимость принятия Исландией новой конституции и укрепление позиций исландского языка.