Амусин Иосиф Давидович
Аму́син Ио́сиф Дави́дович [16(29).11.1910, Витебск – 12.6.1984, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский историк, востоковед-гебраист, антиковед, основатель кумранистики в России.
Биография
Из семьи сортировщика мехов. Начальное образование получил в хедере в Витебске, в том числе изучал иврит. С 1925 г. учился в Ленинградском промышленном экономическом техникуме, одновременно работал чернорабочим. В 1927 или 1928 г. арестован за участие в молодёжном сионистском кружке, 28 сентября 1928 г. приговорён к 3 годам ссылки (затем срок сокращён до 2 лет; реабилитирован посмертно в 1989).
Отбывал ссылку в селе Ильино (ныне деревня) и селе Каргасок Томского округа (ныне Каргасокский район Томской области).
В 1932–1933 гг. жил на поселении в Казани, работал начальником Казанского инженерного бюро Всесоюзного электротехнического объединения. В 1933 г. вернулся в Ленинград, работал главным бухгалтером на заводе весоизмерительных приборов.
В 1935 г. поступил на исторический факультет Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета (ЛГУ). Вновь арестован 15 января 1938 г., приговорён к лишению свободы на 8 лет, отбывал заключение в Усольском исправительно-трудовом лагере (близ города Соликамск). Освобождён и реабилитирован в 1939 г., восстановился в университете, который окончил в 1941 г.
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Пошёл добровольцем в ополчение, по состоянию здоровья стал санитарным инструктором, параллельно окончил 2 курса медицинского института, работал фельдшером в госпитале, затем служил на третьем Белорусском фронте. Закончил войну в Восточной Пруссии, лейтенант. Награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга».
С 1945 г. преподавал в Ленинградском педагогическом институте имени М. Н. Покровского и ЛГУ, одновременно (с 1946) учился в аспирантуре Института востоковедения Академии наук (АН) СССР, научный руководитель В. В. Струве. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Послание императора Клавдия александрийцам как источник социально-политической истории I века н. э.» (1949). В 1950 г. в связи с кампанией по «борьбе с космополитизмом» уехал в Ульяновск, где до 1954 гг. преподавал в педагогическом институте. Вернувшись в Ленинград, с 1954 г. работал в Институте археологии АН СССР, с 1960 г. – младший научный сотрудник (с 1961 – старший научный сотрудник) Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Доктор исторических наук (1965, звание присуждено по совокупности научных трудов).
Был женат (с 1941) на Лие Менделевне Глускиной (1914–1991), антиковеде, докторе исторических наук (1968). Происходила из семьи потомственных раввинов, её отец и дед в разные годы возглавляли Минский раввинат. Выпускница исторического факультета ЛГУ (1941). Преподавала в Ленинградском государственном педагогическом институте имени М. Н. Покровского (1946–1957) и Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (1957–1976), профессор (1970).
Похоронен на Преображенском еврейском кладбище в Санкт-Петербурге.
Научные труды
В трудах Амусина 1960–1980-х гг. дана текстологическая и историко-религиозная интерпретация кумранских текстов (рукописей Мёртвого моря). Его первые публикации о Кумране относятся к 1960-м гг. Так, в 1960 г. вышло первое в СССР справочное руководство, в котором давалось описание рукописей Мёртвого моря (включая находки в пещерах Вади-Мураббаат), в 1964 г. вторая книга – «Находки у Мёртвого моря». Амусин подготовил первый академический комментированный перевод части рукописей Кумрана на русский язык (Тексты Кумрана, 1971). В качестве приложения к книге он опубликовал перевод рассказов античных источников о ессеях (переводчик М. М. Елизарова). Итоговая монография Амусина «Кумранская община» с описанием археологических находок, а также текстовых традиций и богословия общины вышла в свет в 1983 г. Раздел о Храмовом свитке (в научный оборот рукопись введена в 1977, что существенным образом повлияло на дискуссии в кумранистике), в монографию не вошёл, так как автор по условиям редакции уже не мог вносить изменения в подготовленный текст. Книга была переведена на несколько иностранных языков.
Амусин регулярно публиковал научные статьи на русском и некоторых иностранных языках. В ряде из них (опубликованы прежде всего в «Вестнике древней истории») он рассматривал исторические проблемы кумранских текстов экзегетического жанра – пéшер. На основании свидетельств Иосифа Флавия Амусин сделал выводы об идентичности иудейских религиозно-политических групп, упоминаемых в этих текстах.
Большое внимание учёный уделял анализу кумранских комментариев на книги библейских пророков (Аввакума, Наума, Исайи, Осии), особенно содержавшимся в них отсылкам к историческим событиям истории иудаизма эпохи Второго храма. Авторы комментариев исходили из того, что пророческие тексты, независимо от времени их создания, содержат «тайны», относящиеся к жизни кумранской общины, и истинный их смысл может понять только основатель общины, Учитель праведности. По мнению Амусина, датировка комментариев 1-й половиной 1 в. до н. э. позволяет определить время создания и других кумранских документов. Например, он предположил, что Устав (1QS) и Благодарственные гимны (1QH) были составлены раньше, чем комментарии-пешарим, а Дамасский документ (CD) – позже них.
Важным для Амусина предметом исследований стала фигура Учителя праведности, о которой сообщается во многих рукописях Мёртвого моря. Результаты были опубликованы в книге «Тексты Кумрана. Выпуск 1» (1971). Автор пришёл к выводу, что Учитель был исторической личностью, хотя отождествить его с каким-либо известным персонажем из истории иудаизма невозможно. Он мог быть также автором некоторых кумранских текстов.
Особое внимание Амусин уделял вопросу о самопонимании и самообозначении общины («избранные», «бедные», «Новый Завет» и др.) в контексте иудаизма того времени, её идеологии и социальному учению. Вопреки мнению некоторых учёных, он не считал обозначение «бедные» уничижительным и сравнивал его с соответствующими по смыслу понятиями из Нового Завета (ἀκακοι и νήπιοι).
Одним из первых среди советских историков Амусин выступил против мифологической школы, высказав мнение об историчности Иисуса Христа. В своих кумранских исследованиях он рассматривал вопрос о сходстве и различии учения Иисуса из Назарета и кумранского Учителя праведности, а также общин их последователей. Сходство было очевидно уже в названии обеих общин (например, «Новый Завет»), в некоторых вопросах учения, например в отказе от кровавых жертвоприношений, во внутренней организации общины и др.
Реминисценции кумранских традиций Амусин находил и в других раннехристианских текстах. Так, обозначение Иисуса в проповеди «О стократном, шестидесятикратном и тридцатикратном» (написана неизвестным североафриканским автором 2 или 3 в., ошибочно приписывалась епископу Киприану Карфагенскому) как Учителя единства (лат. unitatis magister), не встречающееся в Новом Завете, в кумранских документах находит параллель в таком же титуле more hayyahad (морé хаййахад), усваиваемом Учителю праведности (CD 20:1, 14). Контекст, в котором употребляется данный титул в сочинении Псевдо-Киприана, является парафразом евангельской заповеди об отказе от родных ради следования за Иисусом; условие отказа от семьи для своих членов выдвигали и другие иудейские секты, в том числе кумраниты (Амусин И. Д. О возможной кумранской реминисценции у Псевдо-Киприана // Вестник древней истории. 1977. № 1 (139). С. 196–206).
Несколько работ Амусина посвящены поиску ответов на вопросы об исторической идентификации персонажей, обозначенных в кумранских текстах символическими именами. Так, вслед за Дж. М. Аллегро, Амусин отождествил Деметрия из комментария на книгу Наума с царём из династии Селевкидов Деметрием III Эвкером (правил в 95–87 до н. э.), призванным в 88 г. до н. э. фарисеями на помощь во время восстания против иудейского царя Александра Янная (правил в 103–76 до н. э.), который в рукописях известен под именами «Яростный лев» и «Нечестивый священник». В кумранских именах Ефрем и Манассия он видел указания на группы фарисеев и саддукеев.
Ряд статей Амусина был посвящён вопросу о связи некоторых кумранских текстов (11QMelchizedek) с библейскими традициями (псевдоэпиграфов и Иосифа Флавия), сохранившимися в славянских версиях, а также различиям между библейскими текстами, найденными в Кумране, и текстом масоретской традиции.
Амусин обнаружил, по его мнению, следы возможной антикумранской полемики в раввинистических текстах, в которых критикуются эсхатологические, мессианские и дуалистические идеи, схожие с кумранскими (попытки определить время конца, пришествия Мессии, слова о противостоянии света и тьмы, пренебрегает храмом, календарём праздников и толкует Писание) (Санхедрин. 4:5; Авот. 3:11).
Большой интерес у Амусина вызывала еврейская традиция о последнем нововавилонском царе Набониде. Кумранский фрагмент молитвы Набонида содержит иудейский вариант вавилонско-персидской традиции об этом царе. По мнению Амусина, данная версия является промежуточным звеном между этой традицией и Книгой Даниила. Соглашаясь с идеей Д. Н. Фридмана и У. Олбрайта о том, что некоторые поздние иммигранты из Вавилонии стали членами кумранской общины, Амусин предположил, что эти люди могли передать кумранитам традицию о Набониде, а также дуалистическую доктрину о борьбе сынов света и сынов тьмы – один из отличительных элементов религиозной идеологии секты.
Помимо исследования кумранского материала Амусин посвятил ряд работ интерпретации некоторых прежде непонятных терминов и выражений в античных источниках. Примером тому может служить анализ выражения ἀφέξεσθαι δέ λῃστείας из клятвы ессеев, которую приводит Иосиф Флавий (Иудейская война. II 8. 7 § 142). Традиционный перевод «избегать грабежа» противоречит контексту (§ 142). Амусин, обратившись к возможному оригинальному (арамейскому) варианту текста Иосифа, до его перевода на греческий, смог понять данную фразу, не прибегая к конъектурам (как предлагали М.-Ж. Лагранж, А. Дюпон-Соммер и др.): в данном месте у Иосифа говорилось о верности Торе – «избегать (hms) искажений».
Не терял интереса Амусин и к изучению библейской традиции. Несколько его статей посвящены исследованию жизни бедняков, вдов и сирот, а также чужестранцев-неевреев в древнем Израиле.