Аль-Джаад ибн Дирхам
Аль-Джа́ад ибн Дирха́м (الجعد بن درهم) (ум. 8.5.724), мусульманский богослов, проповедник, видный представитель раннего калама. Получил известность как апологет учения о тварной природе Корана.
Биография
Родился ибн Дирхам в Хорасане, предположительно, в конце 7 в. Согласно свидетельствам источников, будущий богослов либо сам был вольноотпущенником Марванидов, либо происходил из числа клиентелы упомянутого клана. Неизвестно, в каком именно году он покинул Хорасан и перебрался в Дамаск, где был принят ко двору Омейадов: по преданию, именно Ибн Дирхам стал наставником юного Марвана II, последнего халифа династии. Параллельно Джаад интересовался иудейским и христианским богословием, а также апокрифическими преданиями, пропагандируемыми Вахбом ибн Мунаббихом (ум. около 738). Незадолго до своей смерти богослов, по всей видимости, попал в опалу и вынужден был эмигрировать в Ирак – в Басру, Куфу или Васит. В Куфе Джаад познакомился с Джахмом ибн Сафваном и, вероятно, некоторое время даже руководил его теологическими изысканиями. Деятельность мыслителя, не раз подвергавшаяся ожесточённой критике традиционалистов, закономерно обратила на себя внимание иракских властей. 8 мая 724 г., в первый день Праздника жертвоприношения, Джаад был публично казнён самим наместником вилаята Халидом аль-Касри (ум. 743).
Религиозно-философские взгляды
По единодушному мнению средневековых доксографов, Джаад стал первым мусульманским мыслителем, поставившим под сомнение вечность как речи Аллаха, так и её зримого выражения – Корана. Согласно Джааду, последовательный теолог, постулирующий единственность и строгую простоту божественной самости, не вправе описывать Господа посредством катафатических атрибутов, коль скоро реально существующий атрибут вносил бы в сущность Первоначала нумерическую множественность. Как следствие, Ибн Дирхам подвергал рационалистическому толкованию в качестве метафор ряд коранических айатов, содержащих, как ему казалось, приложенные к Богу антропоморфные характеристики. Будучи, по всей видимости, кадаритом, т. е. апологетом учения о свободе человеческой воли, Джаад не только верил в автономность и неприкосновенность самостоятельного деяния индивида, но и строго разводил тварный мир и мир божественного действования: Бог, утверждал мутакаллим, не вмешивается в ход естественных процессов, в буквальном смысле слова творимых возникшими во времени акторами. Гносеологические воззрения Джаада противоречат, на первый взгляд, его индетерминистической антропологии: по словам ибн Дирхама, человек, естественным образом постигая мир посредством разума, обречён на познание, – на процесс, никак не зависящий от волеизъявления субъекта.
Рецепция
Фрагментарно сохранившиеся взгляды Джаада ибн Дирхама оказали значительное влияние на историю мусульманской спекулятивной теологии: его теологические концепции были усвоены не только Джахмом ибн Сафваном и мутазилитами, но и многочисленными кадаритами 8–9 вв. С деятельностью богослова доксографы связывают возникновение раннеисламской секты джаадитов.