Агамия
Агами́я (от греч. ἀγαμία – безбрачие), абсолютный запрет на отношения и заключение брака в пределах определённой группы.
В историческом контексте агамия представляет собой запрет половых отношений внутри рода. Агамный союз – союз двух родов, который исключал половые отношения внутри своего рода и обязывал членов рода искать половых партнёров в союзном роде. Таким образом складывалась дуально-родовая организация простого общества. Это был брак не между индивидами, а между их группами. В групповом браке все мужья первого рода являлись мужьями всех женщин второго рода, соответственно, мужья второго рода являлись мужьями всех женщин первого рода. От эндогамии (половых связей внутри рода) примитивная община перешла к агамии, исключающей близкородственные брачные контакты.
Такое табу, как агамия, стало отправной точкой появления брачных отношений в понимании современного общества, т. к. предполагало урегулирование сексуальных отношений между членами определённой группы, что в дальнейшем предопределило появление парного брака. Индивидуальный брак в доклассовом обществе был не только не единственной, но и нерегулирующей формой отношений между людьми. В доклассовых обществах агамный запрет (а не индивидуальный брак) играл главную роль в регулировании отношений между полами.
Наряду с сексуальной регуляцией, главное назначение агамии как исторической системы брачных отношений – нейтрализация сексуально ориентированной агрессии. Увеличению производительных сил общества того времени мешала нарастающая внутри рода агрессия, вызванная неупорядоченными половыми связями внутри этой общности ввиду нарушения половой иерархии и репродуктивной нерегулируемости популяции.
В широком смысле агамия представляла собой табу на сексуальные отношения внутри рода (как брачные, так и внебрачные). В узком смысле агамия – запрет на заключение брака внутри рода. Первые половые табу касались не только сексуальных отношений. В период действия т. н. производственных половых табу ограничивались всякие отношения между мужчинами и женщинами, в том числе бытовое общение. Однако происхождение таких табу более древнее, чем происхождение агамии. Производственные половые табу существовали в период первобытного человеческого стада.
Стоит отметить, что в доклассовом обществе не было разделения на брачные и внебрачные связи. Поэтому отношения делились на те, которые нарушают запрет агамии, и те, которые его не нарушают. Отношения, не нарушающие запрет агамии, независимо от того, являются ли они брачными, добрачными или внебрачными, рассматривались обществом как нравственные. Агамия в древнем обществе являлась единственной нормой, регулирующей отношения между полами. Если же запрет нарушался, то он расценивался обществом как преступление.
С юридической точки зрения агамия – норма первобытного общества, выраженная в форме табу и содержащая обязанность соблюдать агамный запрет на брачные отношения внутри определённой группы. Также существует такое понятие, как экзогамия, – норма, требующая вступать в половые отношения и в брак только с членами другого рода. Это взаимодополняющие друг друга понятия: т. к. без агамного запрета не возникало обязанности вступления в брачные отношения с представителями другого рода, допустимо определение одного понятия через другое.
Агамный запрет представляет собой пример табуированной нормы, являющейся прообразом современных уголовно-правовых запретов. Такой запрет содержал диспозицию (правило поведения участников регулируемых отношений) и санкцию (неблагоприятные последствия для участников отношений в случае нарушения диспозиции). Важно также отметить, что агамный запрет был общеобязательным для всех членов общины, его нарушение каралось смертью. Однако в отличие от норм права, соблюдение табу обеспечивалось не определённым аппаратом принуждения, а мистической боязнью членов коллектива совершать такие действия.
Характерная особенность табу в том, что запрет ничем не мотивируется, не существует зримого негативного результата запрещённого действия. Однако табу – норма поведения людей, регулирующая определённые отношения между членами коллектива. Древние табу – первоначальная форма нормативной регуляции, из которой на последующих этапах развития цивилизации возникли такие регулятивные системы, как религия, нравственность, мораль и право.
Агамный запрет, как единственный в означенное время общественный регулятор отношений между полами, ознаменовал собой этап возникновения и развития общественного регулирования отношений между полами. Вопрос происхождения индивидуального брака и семьи также неразрывно связан с изучением происхождения, действия и последствий агамного запрета. С переходом к классовому обществу понятие агамного запрета исчезло.
В социологическом контексте агамия – безбрачие или равнодушие группы (коллектива) к заключению брака как в рамках этой группы, так и за её пределами. В современной интерпретации агамия – это идея, исключающая в обществе союзы между людьми, имеющими в качестве ориентира брак. Ухаживания в этом контексте из системы взаимоотношений тоже исключаются, поскольку в культурном отношении рассматриваются как прелюдия к браку.
Агамии в контексте указанной теории противопоставляются все романтические отношения между людьми, которые формально даже не считают себя парой, но один из партнёров стремится формализовать отношения, а второй не может оставаться к этому безразличным, т. к. в такой ситуации общество ожидает от него определённой стратегии поведения.
Иными словами, современная концепция агамии предполагает уход от каких-либо общественных институтов, вдохновлённых браком и ухаживаниями. Любовные отношения с точки зрения агамии выходят за рамки связей супружеского типа, поскольку брак, как историческая форма оформления романтических отношений между людьми, изжил себя функционально. Сторонники концепции агамии указывают на то, что взгляд на любовь веками был обусловлен сильными культурными корнями брака как способа регулирования эмоциональной жизни людей, в то время как исторические предпосылки формирования брачных отношений для современного общества неактуальны.
Таким образом, агамия как историческое понятие, представляющее собой запрет на половые отношения внутри одного рода, трансформируется в интерпретацию современной концепции общества без брачных союзов.