Абелль Кьелль
А́белль Кьелль (Kjeld Abell) (25.8.1901, Рибе – 5.3.1961, Копенгаген), датский драматург, сценограф. Представитель культурного радикализма.
Родился в семье учителя. В 1909 г. с родителями переехал в Оденсе, затем – в Копенгаген. В 1919−1922 гг. изучал живопись в Королевской академии изящных искусств, в 1920−1926 гг. – политическую экономию в Копенгагенском университете; защитил диплом по политэкономии (1927). В 1927−1932 гг. жил в Лондоне и Париже. Сотрудничал как сценограф с режиссёрами Л. Жуве в Театре Елисейских Полей, Ш. Дюлленом в театре «Ателье», с балетмейстером Дж. Баланчиным в Королевском театре Дании (1929–1930).
В 1930-х гг. обратился к литературному творчеству. Дебютная работа – либретто балета «Вдова в зеркале» («Enken i Spejlet», 1934, хореограф Б. Ралов, композитор Б. Кристенсен, сценограф К. Абелль). Первое значительное произведение – сатирическая комедия «Потерянная мелодия» («Melodien der blev væk», 1935, русский перевод 1960). Главный герой, мелкий функционер, но поэт в душе, пытается вырваться из тесных рамок филистерского существования «маленького человека», стремясь к «высокому» – мелодии, которую он слышит повсюду. В комедии «Ева отбывает детскую повинность» («Eva aftjener sin barnepligt», 1936) осмеяно авторитарное воспитание детей в мещанских семьях.
В 1939–1940-х гг. под впечатлением прихода А. Гитлера к власти и германской оккупации Дании (1940) создал антифашистские пьесы; основная их тема – роль гражданской позиции в жизни общества. В драме «Анна Софи Хедвиг» («Anna Sophie Hedvig», 1939, русский перевод 1963) подняты вопросы противления злу, ответственности человека и опасности пассивного гуманизма. В основе сюжета – история о провинциальной учительнице, которая под влиянием аффекта и из любви к ближним убила коллегу и, рассказав об этом своим столичным родственникам, вызвала раскол в их буржуазном мирке. Более завуалированно политическая нота звучит в исторической драме «Юдифь» («Judith», 1940) по мотивам ветхозаветного сюжета о Юдифи и Олоферне и в криминальной драме «Королева на гастролях» («Dronning går igen», 1943).
4 января 1944 г., после убийства нацистами писателя К. Мунка, открыто призывал почтить его память со сцены Королевского театра Дании, из-за чего был вынужден скрываться от властей. Послевоенное творчество проникнуто пессимизмом. В драме «Силькеборг» («Silkeborg», 1946, русский перевод 1974) активная гражданская позиция участников движения Сопротивления противопоставлена бездействию, конформизму буржуазного общества. В философской драме «Дни на облаке» («Dage på en sky», 1947) Абелль вновь обратился к теме ответственности, предостерегая людей от развязывания атомной войны (постановка пьесы вызвала нападки на автора в связи с его «левыми» взглядами).
В драматургии 1950−1960-х гг. преобладает общечеловеческая, экзистенциальная проблематика. Дихотомия жизни и смерти представлена в драмах «Вечера цветёт не для каждого» («Vetsera blomstrer ikke for enhver», 1950) – о губительной страсти и одержимости идеей – и «Голубой пекинес» («Den blå pekingeser», 1954) – об эмоциональной изоляции, способной привести к самоубийству. В последней драме «Крик» («Skriget», 1961), главные герои которой – птицы, в символической форме повторяется мотив свободы, звучащий в «Потерянной мелодии».
Борьба с удушающими нормами повседневной жизни, столкновение пассивного и активного гуманизма, нравственный выбор, одиночество – сквозные темы творчества Абелля.
Драматург разделял идеи культурного радикализма с присущей последнему антиавторитарной, антиконсервативной направленностью. Эстетика театра Абелля наследует немецкому театру экспрессионизма, политическому театру Б. Брехта, французской интеллектуальной драме 1-й половины 20 в. В своих произведениях он сочетал элементы разных драматургических жанров и видов искусства, реалистический и фантастический способы изображения действительности, временные и пространственные планы.
Во многом новаторская, экспериментальная драматургия Абелля, характеризующаяся отходом от натуралистической традиции и пониманием сцены как места свободной мысли, а слова – как оружия, сыграла значительную роль в развитии датского театра 20 в.
Среди других драматических произведений: тексты музыкальных комедий «Марс на выходных» («Mars på weekend», 1937, автор песен П. Хеннингсен), «Золушка – и тем не менее» («Askepot – og dog», 1939, автор песен В. Барфуд), «Повадки богов» («Guderne te’r sig», 1940, автор песен П. Хеннингсен), «Дювеке» («Dyveke», 1940, автор песен П. Хеннингсен), комедия «Пасьянс мисс Плинкбю» («Miss Plinckby’s kabale», 1949), драмы «Андерсен, или Сказка его жизни» («Andersen eller Hans livs eventyr», 1955), «Дама с камелиями» («Kameliadamen», 1959).
Автор повести «Восстание зонтов» («Paraplyernes oprør», 1937; художник К. Абелль; русский перевод 1957), очерков о путешествиях в Индию и Китай, «Заметки в пыли» («Fodnoter i støvet», 1951) и «Трое из Миникоя» («De tre fra Minikoi», 1957), либретто, киносценариев, эссе, критических статей о театре.
Член Датской академии (1960).
В 1957 г. награждён медалью Хольберга. Почётная премия датских драматургов (1958).
В 1976 г. Датской академией учреждена премия Кьелля Абелля.