#Термины в физиологииТермины в физиологииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины в физиологииТермины в физиологииНайденo 13 статейТерминыТермины Вегетационный периодВегетацио́нный пери́од, 1) промежуток времени, когда активно происходят рост и развитие растений, т. е. вегетация; 2) время, необходимое определённому виду растений для нормального развития; в сельскохозяйственной практике – период от начала роста до уборки урожая. Включает несколько фаз вегетации растений, основными из которых принято считать всходы, цветение, плодообразование, созревание семян. Продолжительность вегетационного периода различается для растений разных жизненных форм и разной длительности жизни и зависит как от их биологических особенностей, так и от условий произрастания.Термины ВегетацияВегета́ция, рост, развитие и время активной жизнедеятельности растения (в отличие от покоя). Во время вегетации – в течение сезона у однолетних растений или всей жизни у многолетних – происходят циклические преобразования. Время, в течение которого растение проходит полный цикл развития – от посева семян или посадки клубней до созревания урожая, называется вегетационным периодом.Природные процессы, явления в живых организмах Высшая нервная деятельностьВы́сшая не́рвная де́ятельность, деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, которая обеспечивает сложные отношения организма с внешним миром. Термин «высшая нервная деятельность» введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятиям «психическая деятельность» и «поведение». Деятельность высшего отдела нервной системы представлялась ему в виде двух основных механизмов: временной связи между явлениями внешнего мира и реакциями на них организма и механизма анализаторов, т. е. все формы психической активности – элементы высшей нервной деятельности. Созданию учения о высшей нервной деятельности предшествовали работы И. М. Сеченова, развившего идеи о рефлекторной природе психической деятельности («Рефлексы головного мозга», 1863). Учение о ВНД положило начало новой эпохе в развитии физиологии. Результаты, полученные в этой области знаний, имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики, научной организации труда, а также в кибернетике и в других отраслях практической деятельности человека.Клетки ГраныГра́ны, цилиндрические стопки тилакоидов в хлоропластах высших растений; сформировались в ходе эволюции. Соседние граны соединяются между собой межгранальными тилакоидами, обеспечивая структурное и функциональное взаимодействие между фотосинтетическими белковыми комплексами, встроенными в мембрану тилакоидов. Благодаря гранальной структуре повышается эффективность процесса фотосинтеза.Научные отрасли Физиология растенийФизиоло́гия расте́ний, фундаментальная биологическая наука, изучающая процессы, происходящие в растительном организме на всех уровнях организации живой материи. Объект изучения физиологии растений – фототрофные организмы (цианобактерии, водоросли, высшие споровые и семенные растения). Цель физиологии растений как науки – раскрытие закономерностей протекания физиологических процессов в ходе онтогенеза и адаптации растительного организма, а также выявление способов управления этими процессами для повышения продуктивности сельскохозяйственных культур. Основные разделы физиологии растений: структура и физиология растительной клетки, фотосинтез, дыхание, транспорт и выделение веществ, водный обмен, минеральное питание, рост и развитие, движения растений, вторичный метаболизм, устойчивость растений к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе патогенам.Природные процессы, явления в живых организмах Всасывание (в физиологии)Вса́сывание, транспорт воды и растворённых в ней веществ из полостей органов или из внешней среды в жидкости внутренней среды. Всасывание происходит через клетки эпителия или по зоне межклеточных соединений и включает несколько этапов: перенос через апикальную мембрану в цитоплазму клетки, движение по цитоплазме клетки к латеральной или базальной плазматической мембране, выведение из клетки во внеклеточную жидкость. Всасывание обусловлено пассивным или активным, требующим затрат энергии транспортом. Во всасывании веществ могут участвовать специальные переносчики, ионные каналы, ионные насосы, водные каналы мембран клеток. Наиболее интенсивно процессы всасывания протекают в кишечнике позвоночных. Всасывание регулируется при участии нервной системы и гормонов. Нарушение всасывания может быть обусловлено генетическими факторами и проявляется наследственными заболеваниями.Термины Половое созреваниеПолово́е созрева́ние, период в индивидуальном развитии животных и человека, в течение которого организм становится способным к половому размножению, достигая половозрелости. По завершении полового созревания наступает репродуктивный период.Природные процессы, явления в живых организмах Адаптация (в биологии)Адапта́ция, в биологии, совокупность особенностей строения и функций, которые обеспечивают организмам (особям, популяциям, видам) возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды. Процесс развития адаптации (адаптациогенез) охватывает все аспекты жизнедеятельности (питание, размножение, газообмен, выделение и др.) и все стадии жизненного цикла организмов (адаптация половых клеток, эмбриональные и личиночные адаптации и т. п.). Различают частные адаптации (приспособления отдельных видов или небольших групп видов к специфическим особенностям среды обитания и определённому образу жизни) и общие адаптации (приспособления к широкому кругу внешних условий, характеризующие крупные таксоны и присущие всем видам, входящим в состав этих таксонов).Физиологически активные соединения Медиаторы (в биологии)Медиа́торы, биологически активные вещества, выделяемые нервными окончаниями; служат посредниками в процессе химической передачи нервного импульса с одного нейрона на другой или на возбудимые клетки периферических органов. Такие контакты осуществляются с помощью синапсов; передача сигналов происходит через синаптическую щель.Химические элементы МикроэлементыМикроэлеме́нты, химические элементы, содержащиеся в организмах, почвах и другом в низких концентрациях (по массе не более тысячных долей процента). В растения и микроорганизмы микроэлементы поступают из почвы и воды, в организм животных и человека – с пищей и водой. Недостаток и избыток микроэлементов в организме, обусловленные их содержанием во внешней среде, приводят к т. н. эндемическим заболеваниям, или биогеохимическим эндемиям. 12