#Шахматы в литературеШахматы в литературеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегШахматы в литературеШахматы в литературеНайденo 8 статейДеятели просвещенияДеятели просвещения Моральные ценности шахматМоральные ценности шахмат. С юных лет Б. Франклин был страстным почитателем шахматной игры и старался не упустить возможности сыграть партию с достойным соперником. Естественно, что когда он в 1774 г. приехал в Лондон для дипломатических переговоров, то не смог отказать леди К. Хау (сестре лорда Р. Хау и сэра У. Хау) провести с ней поединок за шахматной доской (почти 100 лет спустя, в 1967, англо-американский художник Э. Х. Мэй написал картину «Леди Хау ставит мат Бенджамину Франклину»). Живя в Париже, он нередко посещал шахматное кафе «Режанс», в 1780-х гг. познакомился с изобретателем шахматного автомата В. фон Кемпеленом, встречался с английским поэтом У. Джонсом – автором поэмы «Каисса» (1763, напечатана в 1772; рус. пер.: Каисса // Шахматы в СССР. 1977. № 1. С. 27–28), с середины 19 в. Каисса негласно считается богиней – покровительницей шахмат. В своей философской притче «Моральные ценности шахмат» («The Morals of Chess», 1779), впервые опубликованной в США в 1786 г., Франклин намеревался раскрыть благотворное воздействие шахмат на человека, его умственные способности, нравственность, поведение в жизни. «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С её помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, так что они становятся привычками, служащими во всех случаях. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры», – такова была главная мысль автора притчи (Шахматы в СССР. 1979. № 5. С. 20). Он утверждал, что, будучи превосходной моделью жизни, шахматы воспитывают столь необходимые качества, как предвидение будущего, всеобъемлющая и трезвую оценка постоянно меняющейся обстановки, осмотрительность при совершении поступков, которые, подобно ходам в партии, не имеют возврата, наконец, привычка не отчаиваться в самых трудных положениях и до конца изыскивать ресурсы в борьбе. Кроме того, шахматная игра, как показал Франклин, ценна для человека благодаря неукоснительному соблюдению высоких нравственно-этических норм борьбы; отказу от пустых разговоров и негативных эмоций, нечестных приёмов и низкопробных психологических трюков; проявлению уважительного отношения к своему сопернику. Притча Франклина имела большой успех и очень скоро была переведена и издана в ряде стран Европы, сыграв тем самым заметную роль в истории шахматной культуры конца 18 – начала 19 вв. (рус. пер.: Франклин Б. Моральные ценности шахмат // Шахматы в СССР. 1979. № 5. С. 20–23).Произведение художественной литературы «Шахматы со смертью»«Шахматы со смертью». Перу А. Переса-Реверте принадлежат два романа-бестселлера на шахматную тему, о чём он предупреждает читателя уже в названиях – «Фламандская доска» (исп. «La tabla de Flandes», 1990; перевод на русский 1997) и «Осада, или Шахматы со смертью» (исп. «El Asedio», 2010; перевод на русский 2011).Литераторы Набоков и шахматыНабоков и шахматы. Ещё в детские годы его научил играть в шахматы отец, а в юности В. В. Набоков увлёкся шахматной композицией. В 1920 г. он начал публиковать свои шахматные задачи в берлинской русской газете «Руль», где вёл шахматный раздел. Там же напечатал стихотворение «Шахматный конь» (1927), а вскоре и свою рецензию на книгу шахматного мастера Е. А. Зноско-Боровского «Капабланка и Алехин». Она заканчивалась словами: «Скромный, но пламенный поклонник Каиссы приветствует появление этой волнующей книги».Произведение художественной литературы «Шахматная новелла»«Шахматная новелла». Среди произведений художественной литературы, посвящённых шахматам, выделяется «Шахматная новелла» («Schachnovelle», 1941) С. Цвейга. Она была найдена на его столе после трагической кончины писателя, вскоре опубликована и получила громкую известность; переведена на многие языки, неоднократно переиздавалась и экранизировалась.Театральные постановки «Живые шахматы»«Живы́е ша́хматы», название театрализованных представлений с участием играющих роли шахматных фигур актёров. Проводятся на открытых площадках, стадионах или театральных сценах. Первые такие зрелища устраивались в Средние века. Подробности находятся, например, в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1564, в главах 24 и 25 пятой книги). Традиционными стали представления «Живые шахматы» в Маростике (Северная Италия) и т. н. шахматной деревне Штрёбек (Германия), где они проводятся более 300 лет. В Российской империи подобные представления проходили с 1796 г., в СССР – с 1923 г. (в 1960-х гг. с участием известных гроссмейстеров).Деятели спорта Судьбоносные пересеченияСудьбоносные пересечения. В 1935 г. в Москве один из сильнейших первокатегорников города – 14-летний И. М. Линдер оказался в числе участников исторического сеанса одновременной игры с Эм. Ласкером. Его партия со 2-м чемпионом мира продолжалась дольше других, Ласкер одобрял точные ходы соперника, а когда всё-таки сломил его сопротивление – уважительно пожал руку. Более полувека спустя Исаак Линдер написал о Ласкере одну из своих лучших биографических книг.Деятели спорта Линдер Владимир ИсааковичЛи́ндер Влади́мир Исаа́кович (род. 1953), российский спортивный журналист, шахматный литератор. Сын И. М. Линдера. Кандидат в мастера спорта по шахматам (1971). Чемпион Московского военного округа среди юношей (1972). Окончил Московский экономико-статистический институт (1977). Работал в ЦСУ РСФСР (1974–1984). С 1984 г. в спортивной редакции «Большой Российской энциклопедии» (с 1 октября 2008 руководитель группы «Спорт», с сентября 2019 до октября 2022 заведующий редакцией); автор свыше 800 статей в 35-томном издании «Большой Российской энциклопедии». Автор книг «Гроссмейстерами не рождаются» (1978), «Москва ждёт Олимпиаду» (соавтор, 1979), «На крыльях "Буревестника". История студенческого спорта» (2014, 2019), «Прогулки по шахматному Парнасу» (2020) и др.Спортивные концепции Игра вслепуюИгра́ вслепу́ю, способ игры в шахматы по памяти, не глядя на доску. Д. Дидро и Ж. Д’Аламбер в своей «Энциклопедии» (1757) писали об игре вслепую Ф. А. Филидора с тремя соперниками. Сеансёр находится в другой комнате, и судьи сообщают ему, как ответил соперник. В середине 19 в. П. Морфи давал сеансы на 8 досках в парижском кафе «Режанс». В дальнейшем рекордное количество участников в сеансах одновременной игры вслепую постоянно возрастало, а феноменальная память сеансёров поражала воображение любителей шахмат и способствовала их популяризации. Среди лучших специалистов такой игры – А. А. Алехин, Р. Рети, Г. Н. Пильсбери, И. Цукерторт, Дж. Колтановский, Я. Флеш.