Моральные ценности шахмат
Моральные ценности шахмат. С юных лет Б. Франклин был страстным почитателем шахматной игры и старался не упустить возможности сыграть партию с достойным соперником. Естественно, что когда он в 1774 г. приехал в Лондон для дипломатических переговоров, то не смог отказать леди К. Хау (сестре лорда Р. Хау и сэра У. Хау) провести с ней поединок за шахматной доской (почти 100 лет спустя, в 1967, англо-американский художник Э. Х. Мэй написал картину «Леди Хау ставит мат Бенджамину Франклину»). Живя в Париже, он нередко посещал шахматное кафе «Режанс», в 1780-х гг. познакомился с изобретателем шахматного автомата В. фон Кемпеленом, встречался с английским поэтом У. Джонсом – автором поэмы «Каисса» (1763, напечатана в 1772; рус. пер.: Каисса // Шахматы в СССР. 1977. № 1. С. 27–28), с середины 19 в. Каисса негласно считается богиней – покровительницей шахмат. В своей философской притче «Моральные ценности шахмат» («The Morals of Chess», 1779), впервые опубликованной в США в 1786 г., Франклин намеревался раскрыть благотворное воздействие шахмат на человека, его умственные способности, нравственность, поведение в жизни. «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С её помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, так что они становятся привычками, служащими во всех случаях. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры», – такова была главная мысль автора притчи (Шахматы в СССР. 1979. № 5. С. 20). Он утверждал, что, будучи превосходной моделью жизни, шахматы воспитывают столь необходимые качества, как предвидение будущего, всеобъемлющая и трезвую оценка постоянно меняющейся обстановки, осмотрительность при совершении поступков, которые, подобно ходам в партии, не имеют возврата, наконец, привычка не отчаиваться в самых трудных положениях и до конца изыскивать ресурсы в борьбе. Кроме того, шахматная игра, как показал Франклин, ценна для человека благодаря неукоснительному соблюдению высоких нравственно-этических норм борьбы; отказу от пустых разговоров и негативных эмоций, нечестных приёмов и низкопробных психологических трюков; проявлению уважительного отношения к своему сопернику. Притча Франклина имела большой успех и очень скоро была переведена и издана в ряде стран Европы, сыграв тем самым заметную роль в истории шахматной культуры конца 18 – начала 19 вв. (рус. пер.: Франклин Б. Моральные ценности шахмат // Шахматы в СССР. 1979. № 5. С. 20–23).