Кора Сандель
Ко́ра Са́ндель (Cora Sandel, настоящие имя и фамилия Сара Сесилия Маргарета Йорвелл Фабрициус, Sara Cecilie Margareta Gørvell Fabricius) (20.12.1880, Кристиания, ныне Осло – 3.4.1974, Уппсала, Швеция), норвежская писательница, художница.
Дочь морского офицера. В 1892 г. переехала с родителями в Тромсё. В 1897–1900 гг. жила в Кристиании, училась в художественной школе у Х. Баккер и Э. Петерссена. В 1906 г. уехала в Париж, продолжила обучение живописи в Академии Коларосси у К. Крога, в Академии Гранд-Шомьер у А. Лота. В Париже познакомилась со шведским скульптором Андерсом Йонссоном (1883–1965), за которого вышла замуж (в браке в 1913–1927). Писала портреты и натюрморты в духе постимпрессионизма, однако вскоре оставила живопись.
В 1908–1910 гг. внештатный корреспондент норвежской газеты Morgenbladet. В 1921 г. вместе с мужем переехала в Стокгольм, затем – в Уппсалу, где жила до конца дней. Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. вела активную антифашистскую пропаганду.
Значительное влияние на будущую писательницу оказала С.-Г. Коллетт, вдохновившая её на литературное творчество. В 1922 г. в газете Social-Demokraten под псевдонимом Кора Сандель опубликовала свою первую новеллу «Росина» («Rosina») о девушке лёгкого поведения, работающей натурщицей в Париже.
Теме положения женщин посвящены прозаические сборники: «Голубой диван и другие новеллы» («En blå sofa og andre noveller», 1927), «Большое спасибо, доктор» («Mange takk, doktor», 1935), «Ребёнок, который любил дороги» («Barnet som elsket veier», 1973) и др. В новелле «Загадка» («En gåte», русский перевод 1977) из сборника «Кармен и Майя и другие новеллы» («Carmen og Maja og andre noveller», 1932) показано предосудительное отношение мещанской семьи к гостье, сбежавшей от мужа. В новелле «Нина» («Nina», экранизирована А. Бринкманном в 1958) из сборника «Фигуры на тёмном фоне» («Figurer på mørk bunn», 1949) повествуется о жене консула, которая периодически пытается покончить жизнь самоубийством из-за разочарований в семейной жизни.
В сборнике рассказов «Звери, которых я знала» («Dyr jeg har kjent», 1945) описаны впечатления от общения с животными (лошади, кошки, канарейки и др.).
Самые известные произведения Коры Сандель – романы автобиографического характера «Альберте и Якоб» («Alberte og Jakob», 1926), «Альберте и свобода» («Alberte og friheten», 1931; экранизирован С. Уднесом в 1972), «Только Альберте» («Bare Alberte», 1939). В основе трилогии – история заглавной героини, которая, открыв в себе художественные способности, не может найти им применение в родном Тромсё. Стремясь к профессиональной самореализации, Альберте уезжает в Париж, где попадает в богемную среду и выходит замуж за норвежского художника, а после творческих и семейных неудач обращается к литературному творчеству.
Судьбам талантливых, но несчастных женщин посвящены романы «Кондитерская Кране» («Kranes konditori», 1945, экранизирован А. Хеннинг-Йенсен в 1951, А. Бринкманном – в 1963) и «Не покупайте Донди» («Kjøp ikke Dondi», 1958). В первом из них главная героиня, разведённая мать двоих детей, несмотря на исключительные способности к моделированию одежды, работает портнихой в маленьком провинциальном городе. Во втором рассказана история норвежской художницы, которая после смерти сестры вынуждена вернуться из Парижа на родину и посвятить себя воспитанию малолетних племянников.
Кора Сандель вошла в историю норвежской литературы как выдающийся стилист. Лаконичные описания событий и обстановки, зачастую в виде намёков и незаконченных фраз, апеллируют к фантазии читателя и оставляют простор для интерпретаций. Психологизм её прозы проявляется в повышенном внимании к чувствам и переживаниям героинь, которые не могут найти место в жизни и реализовать свои таланты в силу социальных причин.
Литературная премия газеты Vi (1948).
Награждена почётной стипендией издательства Gyldendal (1950), орденом Святого Олафа (1957).
Коллекция музея «Перспектива» (Perspektivet Museum) в Тромсё, основанного в 1996 г., включает личные вещи Коры Сандель: картины, рукописи, письма, фотографии и др.