#Польские писатели 20 векаПольские писатели 20 векаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПольские писатели 20 векаПольские писатели 20 векаНайденo 10 статейЛитераторыЛитераторы Милош ЧеславМи́лош Че́слав (1911–2004), польский писатель, переводчик. Сборник эссе «Порабощённый разум» (1953) и политический роман «Захват власти» (1955) посвящены осмыслению тоталитаризма в свете гуманистических ценностей. Автор философской лирики и эссеистики: книга эссе «Придорожная собачка» (1997), поэтические сборники «Это» (2000) и «Второе пространство» (2002). Среди наиболее значительных произведений – поэма «Орфей и Эвридика» (2003), утверждающая бессмертие человеческой души и возможность противостояния физической смерти. Переводил на английский язык польскую поэзию, на польский язык – сочинения У. Шекспира, Ш. Бодлера, У. Уитмена, Т. С. Элиота. Нобелевская премия по литературе (1980).Литераторы Новак ТадеушНо́вак Таде́уш (1930–1991), польский писатель. Поэзия, проникнутая библейскими мотивами в сочетании со славянской мифологией, близка фольклорным жанрам песни, баллады: цикл «Псалмы» (1971), сборники «Белее снега» (1973), «Молитвы и чётки» (1988). Наиболее известное произведение – роман «А как будешь королём, а как будешь палачом» (1968), в котором события Второй мировой войны 1939–1945 гг. и гитлеровской оккупации показаны сквозь призму народных представлений о смерти, любви, рае, грехе и очищении. Крупнейший представитель польской «деревенской прозы»: романы «Черти» (1971), «Двенадцать» (1974), «Пророк» (1977) о судьбах крестьянства в военные и послевоенные годы. Неприятие городской цивилизации, кризис общественного сознания отразились в романе «Благим матом» (1982), неоконченных повестях «Я их ещё слышу, ещё вижу», «Как в разбитом зеркале» (обе опубликованы в 1999). Для тяготеющей к притче прозы Новака характерна сказовая манера письма; в поздних произведениях усиливаются гротеск и ирония. Творчество способствовало обновлению польского литературного языка.Литераторы Лесьмян БолеславЛе́сьмян Боле́слав (1877–1937), польский писатель. Автор поэтических сборников «Сад на распутье» (1912), «Луг» (1920), «Студёное питьё» (1936), «Лесное деяние» (1938), цикла стихов «Лунное похмелье», поэмы «Песни Василисы Премудрой» (оба 1906–1907), эссе «Ритм как мировоззрение» (1912) и других сочинений.Литераторы Реймонт ВладиславРе́ймонт Влади́слав (1867–1925), польский писатель. Творчество отмечено сочетанием традиций реализма с элементами натурализма и импрессионизма: романы «Комедиантка» (1896), «Брожение» (1897), «Земля обетованная» (1899); сборники рассказов «Встреча» (1897), «Перед рассветом» (1902). В романе «Мужики» (1904–1909) представил широкую панораму крестьянской жизни, показал общественные и психологические конфликты села.Литераторы Ружевич ТадеушРуже́вич Таде́уш (1921–2014), польский поэт и драматург. Поэзия в русле авангардизма (сборники «Беспокойство», 1947; «Открытая поэма», 1956, и др.). Философия близка экзистенциализму (сборник рассказов «Опали листья с деревьев», 1955). Обращался к психологии человека, пережившего ужасы Второй мировой войны 1939–1945 гг. В пьесах («Картотека», 1961; «Западня», 1982, и др.) заметно влияние театра абсурда.Литераторы Анджей СтругА́нджей Струг (1871–1937), польский писатель, общественный деятель. Представитель «Молодой Польши». Главная тема ранней прозы – революционная борьба. В сборниках новелл «Люди подполья» (1908), «Из воспоминаний старика сочувствующего» (1909), «Отцы наши» (1911), в романе «История одной бомбы» (1910) изобразил героев-интеллигентов, готовых на жертвенные подвиги ради свободы. Социально-психологическая проблематика – в центре поздней прозы, испытавшей влияние экспрессионизма (роман «Карьера кассира Спеванкевича», 1928; трилогия «Жёлтый крест», 1933).Направления, стили, жанры в литературе «Молодая Польша»«Молода́я По́льша», условное наименование совокупности художественных тенденций в польской литературе в 1890–1918 гг. Первоначально относилось к модернистской литературе (неоклассицизм, импрессионизм, символизм, экспрессионизм), позднее стало включать в себя также реалистическое искусство. Отличается неоднородностью эстетической платформы.Литераторы Сенкевич ГенрикСенке́вич Ге́нрик (1846–1916), польский писатель, нобелевский лауреат (1905). Творчество оказало большое влияние на развитие польской новеллы, жанров исторического и психологического романа, способствовало развитию польского литературного языка. Широкую известность снискали исторические романы: эпопея «Quo vadis» (1894–1896, в русском переводе «Камо грядеши», 1896) о жизни первых христиан в языческом Риме эпохи Нерона, трилогия «Огнём и мечом» (1883–1884) о восстании Б. М. Хмельницкого, пронизанная пафосом патриотизма, и другие; многие романы экранизированы. Автор повестей, социально-психологических романов (например, «Омуты», 1909–1910), произведений для детей, путевых записок, обширной переписки.Литераторы Прус БолеславПрус Болесла́в (1847–1912), польский писатель. Представитель реализма. Обогатил польский социальный роман глубоким психологизмом и изобразил широкую панораму жизни Варшавы конца 19 в. («Кукла», 1887–1889, «Эмансипированные женщины», 1891–1893). Социальной тематике посвящены рассказы о детях («Сиротская доля», 1876, «Приключения Стася», 1879, «Грехи детства», 1883), о жизни рабочих («Возвратная волна», 1880), о польской деревне («Форпост», 1885).Литераторы Виттлин ЮзефВи́ттлин Ю́зеф (Józef Wittlin) (1896–1976), польский писатель, переводчик. Автор романа «Соль земли» (Sól ziemi, 1935), номинировавшегося на Нобелевскую премию. Перевёл на польский Эпос о Гильгамеше, «Одиссею», роман Г. Гессе «Степной волк» и др. В 1939 г. эмигрировал во Францию, в 1940 г. – в Португалию, в 1941 г. – в США.