«Молодая Польша»
«Молода́я По́льша» («Młoda Polska»), ряд художественных тенденций в польской литературе в 1890–1918 гг.
Понятие происходит от названия цикла программных статей А. Гурского в краковском журнале Życie («Жизнь», 1898). Первоначально относилось к модернистской литературе (неоклассицизм, импрессионизм, символизм, экспрессионизм), позднее стало включать в себя также реалистическое искусство. Для «Молодой Польши» характерна неоднородность эстетической платформы. Концепцию мистического и элитарного «искусства для искусства» разрабатывали С. Пшибышевский (манифест «Исповедаюсь», «Confiteor», 1899) и апологет символизма, редактор модернистского журнала Chimera («Химера», 1901–1907) поэт З. Пшесмыцкий. Идеями гуманизма и патриотизма проникнуто творчество драматургов и поэтов: С. Выспяньского, Л. Стаффа, Я. Каспровича, в духе неоромантизма выступавших за обновление искусства. В прозе «Молодой Польши», представленной произведениями С. Жеромского, В. Реймонта, А. Струга, В. Берента и др., преобладали реалистические тенденции. Крупным теоретиком культуры и критиком модернистского искусства был Л. С. Бжозовский (сборник статей «Легенда "Молодой Польши"», 1910).