«Для удовлетворения любопытства любителей куриозов»: кто изображён на так называемом портрете Лжедмитрия II?
«Для удовлетворения любопытства любителей куриозов»: кто изображён на так называемом портрете Лжедмитрия II? Сохранилось несколько портретов начала 17 в., дающих наглядное и в целом достоверное представление о том, как же выглядел Лжедмитрий I – самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606 гг. Однако облик его не менее знаменитого преемника по самозванческой интриге – Лжедмитрия II – не был запечатлён современными ему художниками.
В начале 21 в. В. Н. Козляков предполагал, что на знаменитом портрете Лжедмитрия I, происходящем из Вишневецкого замка (ныне в Историческом музее, Москва), художником представлен не первый самозванец, а Лжедмитрий II (Марина Мнишек. Москва, 2005. С. 185). Но вскоре историк отказался от этой атрибуции, признав портрет «каноническим» изображением Лжедмитрия I в «обличье неудачника и лжеца» (Лжедмитрий I. Москва, 2009. С. 219).
Вместе с тем в литературе (в том числе в научной и учебной) неоднократно воспроизводился погрудный «портрет Лжедмитрия II». На нём самозванец предстаёт почти в полуанфас: это мужчина средних лет с крючкообразным носом с горбинкой, тяжёлым взглядом, чуть загнутыми кверху усами и кудрявой узкой бородой, одетый в меховую шапку, украшенную пером. Так, это изображение мы видим в сборнике очерков В. В. Назаревского «Патриарх Гермоген, народные ополчения Д. М. Пожарского и К. З. Минина и избрание на царство Михаила Феодоровича Романова» (Москва, 1911. С. 13), на обложке монументального исследования И. О. Тюменцева «Смутное время в России начала XVII столетия. Движение Лжедмитрия II» (Москва, 2008), на одной из вклеек в рассчитанной на широкую аудиторию книге Л. Е. Морозовой «История России. Смутное время» (Москва, 2011) с комментарием «с изображения конца XVII в.», в качестве иллюстраций в учебниках для 7-го класса средней общеобразовательной школы с подписями «Лжедмитрий II» (Андреев И. Л. История России : XVI – конец XVII века / И. Л. Андреев, И. Н. Фёдоров, И. В. Амосова. Москва, 2016. С. 94) и «Лжедмитрий II. Предполагаемый портрет» (История России. 7 класс. Ч. 2 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Куркин, А. Я. Токарева. Москва, 2016. С. 14). Этот же портрет активно используется в интернет-энциклопедии Википедия, причём в её российской версии в статье «Лжедмитрий II» подрисуночная подпись трижды менялась: «Лжедмитрий II с прижизненного портрета» (сделана 20 июня 2008, удалена 29 ноября 2010), «Набросок портрета Лжедмитрия II» (сделана 17 августа 2012, заменена 12 февраля 2013), «Портретная фантазия художника XIX века» (сделана 12 февраля 2013, сохранялась к 23 июня 2022).
По мнению Р. Г. Скрынникова, высказанному в монографии «Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников», этот портрет создан польским художником в 17 в., отразил «характерную внешность» Лжедмитрия II и является дополнительным доводом в пользу «достоверности версии» о еврейском происхождении самозванца (Ленинград, 1988. С. 202).
О том, что человек, изображённый на указанном портрете, в действительности не является Лжедмитрием II, писал ещё коллекционер Д. А. Ровинский, хотя он ошибочно посчитал приметы стольника М. А. Молчанова, в 1606 г. недолго выдававшего себя за якобы спасшегося Лжедмитрия I, словесным портретом самого Лжедмитрия II. Включая т. н. портрет второго самозванца в свой труд «Материалы для русской иконографии», исследователь пояснил: изображение не имеет «никакого археологического», т. е. исторического, «значения» и издано лишь «для удовлетворения любопытства любителей куриозов» (Санкт-Петербург, 1884. Вып. 2. С. 4. № 52. Примеч. под знаком «*»).
Д. А. Ровинский взял гравюру (помещена между страницами 58 и 59) из 2-го тома книги «The ancient and present state of Moscovy, containing a geographical, historical and political account» («Древнее и современное состояние Московии, включающее географическое, историческое и политическое описание»), вышедшей в Лондоне в 1698 г. На титульном листе указан её автор – J. C. M. D., т. е. Йодокус Крулл, доктор медицины, – английский врач немецкого происхождения, живший во 2-й половине 17 – начале 18 вв.
В книге Й. Крулла т. н. портрет самозванца подписан «The second counterfeit Demetrius» («Второй ложный Димитрий»), поэтому некоторые историки датировали гравюру концом 17 в. Однако знакомство с ней показало: она не является оригинальным произведением конца этого столетия, а выбрана издателями и/или автором книги из числа гравюр, выполненных 60 годами ранее, и опубликована в зеркальном отображении.
Речь идёт о «Погрудных портретах философов и царей» («Bustes de Philosophes et de Rois») – серии из 36 гравюр, изданной крупным французским типографом Ф. Ланглуа (1589–1647) не позднее 1637 г. в Париже (Cyrus, roi de Perse // Plateforme Ouverte du Patrimoine). «Портрет Лжедмитрия II» (он значится под № 13 среди гравюр 2-го состояния издания Ланглуа) озаглавлен «CIRUS PERS. REX», т. е. Кир, персидский царь [ныне в Музее искусства в Филадельфии (отпечаток 1-го состояния), Музее изящных искусств в Нанси (отпечаток 2-го состояния), Рейксмюсеуме (Амстердам; отпечаток 1-го состояния), Австрийской национальной библиотеке (Вена; отпечаток 2-го состояния) и др.].В правом нижнем углу гравюры надпись: «F. L. D. Ciartres excudit / Cum Priuilegio», т. е. «Напечатано Франсуа Ланглуа, по прозвищу Шартр / С привилегией», в правом верхнем углу (на гравюрах 1-го и 2-го состояний) – указание на автора живописного оригинала: «Il Padoanus Inuentor». Начало фразы представляет лигатуру (из трёх букв), которую следует читать как «Il» (определённый артикль) и «P». Обычно эта лигатура расшифровывается как «H» и «P», и соответственно в ряде музейных описаний автором становится некто H. Padoanus. Вместе с тем Il Padoanus – работавший в 1-й половине 17 в. итальянский живописец из Падуи Алессандро Варотари по прозвищу Падованино (т. е. Падуанец) [атрибуция оригинала французскому придворному живописцу К. Виньону, указанная, например, в Музее герцога Антона Ульриха (Брауншвайг), неверна]. Имя гравёра отсутствует (им, как правило, считают француза Ж. Давида). Гравюра выполнена в технике глубокой печати, по-видимому, зеркально отображает оригинал. Известно её позднейшее переиздание в г. Бассано (ныне Бассано-дель-Граппа, область Венеция, Италия) вновь в зеркальном отображении представителем семьи итальянских типографов Ремондини, о чём говорит надпись в правом нижнем углу: «in Bassano per Il Remondini», имя гравёра в левом нижнем углу нечитабельно (Cyrus der Ältere, Großkönig von Persien // Österreichische Nationalbibliothek).
Таким образом, фантастический «портрет Лжедмитрия II» – это не менее фантастический портрет Кира II Великого работы А. Варотари, известный по гравюре французского мастера.
Интересно отметить, что во 2-м томе сочинения Й. Крулла (между страницами 6 и 7) переиздана также в зеркальном отображении ещё одна гравюра из той же серии «Погрудные портреты…», атрибутируемая Ж. Давиду, – «Nangazahi Rex Japoniae» («Нангазахи, царь японский») с подписью «The first counterfeit Demetrius» («Первый ложный Димитрий»). На это заимствование обратил внимание сам Д. А. Ровинский (Ровинский Д. А. Материалы для русской иконографии. Вып. 2. С. 4. № 51). На данной гравюре (ныне, например, в Британском музее, Лондон), сделанной с живописного оригинала К. Виньона, изображён не Лжедмитрий I, а условный японский император с выдуманным именем Нангазахи (очевидно, восходит к получившему распространение в Европе в 17 в. написанию названия порта Нагасаки).