Испанская сделка 1817–1818
Испанская сделка 1817–1818. Война за независимость Испании 1808–1814 гг. и последующая Война за независимость в Латинской Америке нанесли серьёзный урон испанскому флоту. В 1815 г. у Испании осталось всего 40 боевых кораблей, из которых 18 линкоров. Близкий к королю Фердинанду VII российский посланник Д. П. Татищев предложил испанцам сделку.
30 июля (11 августа) 1817 г. Татищев и военный министр Испании генерал-лейтенант Ф. де Эгия подписали акт продажи. Испанская корона приобретала у России 5 линейных кораблей («Трёх Святителей», «Нептунус», «Дрезден», «Любек» и «Норд-Адлер») и 3 фрегата («Святой Патрикий», «Меркуриус» и «Лёгкий»). Сумма сделки составила 13,6 млн руб. ассигнациями, причём часть из них Испания платила из денег, полученных от Великобритании (компенсация за отказ от работорговли) и от Франции (по решениям Венского конгресса 1814–1815). Россия получила 8,8 млн руб. задатка. Контр-адмирал А. В. фон Моллер в это время оценивал стоимость сооружения линейного корабля примерно в 1 млн руб. ассигнациями, а фрегата – в 700 тыс. руб. (без артиллерии и снабжения).
Томас Сомерскейлс. Захват фрегата «Мария Изабель». 1921. Коллекция Центрального банка Чили, Сантьяго.В феврале 1818 г. эскадра А. В. фон Моллера, предназначенная к продаже, прибыла в Кадис. Испанцы обнаружили, что корабли прибыли в плачевном состоянии, и отказывались принять их. Посол России в Испании Д. П. Татищев вынужден был писать Александру I: «Весьма печально, Государь, что я не могу принести к стопам Вашего Императорского Величества столь же удовлетворительный отчет о состоянии кораблей… Корабли оказались негодным старьем» (цит. по: Андриенко В. Г. Продажа русской эскадры Испании в 1817–1818 годах // Гангут. Санкт-Петербург, 2006. Вып. 39. С. 89). Чтобы замять скандал, император уступил Испании ещё 3 фрегата за 3,2 млн руб. Таким образом, общая стоимость сделки возросла до 16,8 млн руб. Однако, передав задаток, мадридский двор прекратил выплаты.
15(27) сентября 1819 г. была заключена дополнительная российско-испанская конвенция о расчётах за эскадру.
Уже в начале 1820-х гг. большинство российских кораблей оказались списаны, пущены на слом или затонули в ходе эксплуатации. В 1818 г. фрегат «Мария Изабель» (бывший «Святой Патрикий») был захвачен чилийцами и вошёл в состав флота этой страны под именем «О’Хиггинс».