#Древнерусская литератураДревнерусская литератураИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегДревнерусская литератураДревнерусская литератураНайденo 10 статейЛитературно-исторические памятникиЛитературно-исторические памятники «Сказание о Мамаевом побоище»«Сказа́ние о Мама́евом побо́ище», памятник древнерусской литературы; воинская повесть, посвящённая Куликовской битве 1380 г. Время создания неизвестно. Текст сохранился в большом количестве списков и нескольких редакциях 16–18 вв.Литературно-исторические памятники «Повесть о Петре и Февронии»«По́весть о Петре́ и Февро́нии», памятник древнерусской литературы. Создана книжником Ермолаем-Еразмом в 16 в. Сюжет ориентирован преимущественно на фольклорные мотивы, которые получают христианский символический смысл.Главы религиозных организаций Иларион (митрополит Киевский)Иларио́н, русский церковный деятель, митрополит Киевский (1051–1052); русский святой. Стал первым уроженцем Древнерусского государства, занявшим Киевскую кафедру. Хиротонисан по инициативе киевского князя Ярослава Владимировича собором русских архиереев. Автор «Слова о законе и благодати» – древнейшего оригинального русского литературного произведения.Литературно-исторические памятники «Летописец начала царства»«Летопи́сец нача́ла ца́рства», памятник русского летописания середины 16 в.; официальная летопись, созданная в окружении царя Ивана IV Васильевича Грозного. Повествование в нём начинается с 1533 г. и доходит до 1552 г. (в более поздней редакции присутствует продолжение, которое доведено в разных списках до разных дат). Подробно освещает события внутренней и внешней политики, военные походы, придворную борьбу, городское строительство. Один из наиболее ценных источников по истории первых трёх десятилетий правления Ивана IV.Литературно-исторические памятники «Слово о полку Игореве»«Сло́во о полку́ И́гореве», памятник древнерусской литературы последней четверти 12 в. В основе сюжета – неудачный поход на половцев князя Игоря Святославича в 1185 г. В памятнике присутствуют элементы двух фольклорных жанров – плача и славы, широко используется образность фольклорного происхождения. Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лироэпического жанра; будучи христианином, он вместе с тем прибегает и к опоэтизированным языческим образам. Памятник оказал влияние на русскую литературу (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, К. Д. Бальмонта и др.), искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина, поставлена в 1890; балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, поставлен в 1974).Литературно-исторические памятники Летопись АвраамкиЛе́топись Авраа́мки, памятник новгородского летописания 15 в. Сохранилась в нескольких списках (к 2022 известно 5). В большинстве из них повествование начинается с краткого хронографа, после которого помещён собственно летописный текст, повествующий о событиях начиная с условного 859 г. Окончание текста в различных списках летописи разнится, доходя до середины статьи 1382 г. или до 1446 г. Текст летописи по Виленскому списку в статьях 1447–1469 гг. содержит единственную полную версию официального новгородского летописания за эти годы. Летописный текст за 1458–1469 гг. является незаурядным литературным произведением.Литературно-исторические памятники Псковская вторая летописьПско́вская втора́я ле́топись, памятник псковского летописания 15 в. Представляет собой свод 1486 г. Сохранилась в одном списке. Наряду с другими памятниками псковского летописания является важнейшим и уникальным историческим источником по истории не только Пскова и прилежащих территорий, но и Великого княжества Литовского.Литературно-исторические памятники Псковская первая летописьПско́вская пе́рвая ле́топись, памятник псковского летописания 15–17 вв. Сохранилась в 3 редакциях и нескольких списках. Наряду с другими памятниками псковского летописания является важнейшим и уникальным историческим источником по истории не только Пскова и прилежащих территорий, но и Великого княжества Литовского.Литературно-исторические памятники Псковская третья летописьПско́вская тре́тья ле́топись, памятник псковского летописания 16 в. Отражает текст свода 1567 г. Сохранилась в нескольких списках (к 2022 известно 5). Наряду с другими памятниками псковского летописания является важнейшим и уникальным историческим источником по истории не только Пскова и прилежащих территорий, но и Великого княжества Литовского.Литературно-исторические памятники ПалеяПалея́, литературный памятник, излагающий ветхозаветную историю с дополнениями из неканонических религиозных памятников – апокрифов и некоторых древнехристианских и средневековых христианских произведений («Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника, Шестодневов Севериана Гевальского и Иоанна (экзарха Болгарского) и др.).