Жёсткие навыки
Жёсткие на́выки (от англ. hard skills), набор навыков (знаний, умений, компетенций), являющийся условием допуска работника к исполнению должностных обязанностей (часто, но не всегда требующий подтверждения документом об образовании). Термин аналогичен понятиям профессиональные, или технические навыки, обозначающим навыки, определяющие квалификацию специалиста и его умения применять определённые инструменты или методы. Жёсткие навыки – это особая группа навыков, противопоставляемая гибким навыкам (soft skills). Термин «навык» употребляется условно, поскольку жёсткие навыки допускают не только автоматизированные действия, но и широкий спектр знаний и умений, не обязательно доведённых до автоматизма.
Основные тенденции, повлиявшие на необходимость выделения жёстких и гибких навыков для разработки способов работы с ними, следующие:
Развитие технологий производства способствует более узкой специализации профессионалов, всё более углубляя разрыв в понимании предметного поля коллег даже представителями «смежных» профессий.
Быстрое увеличение объёма и обновление информации в мире повышает ценность знаний и формирует необходимость постоянного повышения квалификации, частично устаревающей даже уже к окончанию периода профессиональной подготовки.
Нарастание непредсказуемости мира и необходимости принятия быстрых и кардинально новых решений приводит к поиску форм более гибкого управления и выделению метакомпетенций (метанавыков), универсальных для больших групп знаний и навыков. Поэтому определение жёстких навыков как «негибких» устаревает и оказывается всё больше связано с освоением знаний и умений в определённой сфере техники (технологии).
Между мировыми войнами 1-й половины 20 в. специалисты по профессиональному тестированию и общей психодиагностике разрабатывали методологию оценки разных типов навыков в центрах оценки (большую группу оцениваемых в которых составляли высшие военные кадры армий противостоящих стран). К началу 1970-х гг. с развитием компьютерной техники стало активно использоваться противопоставление терминов hard («железо») и soft («программное обеспечение»), перенесённое и на описание типов навыков. Уже в 1972 г. публиковались обзоры, употребляющие термины «жёсткие и гибкие навыки», и проводились конференции под соответствующими названиями.
Чаще всего жёсткие навыки относятся к области профессиональных компетенций и трактуются как узкоспециализированные способы деятельности, не пригодные для применения в разных профессиональных областях (в отличие от гибких навыков, иногда трактуемых как личностные свойства, а не результат профессиональной подготовки). При противопоставлении жёстких навыков как «технических» гибким навыкам как «социальным» отмечается, что значительно легче научить первым, как и измерить их наличие у человека.
Тенденция образования в течение всей жизни, предпочтение неофициального образования (самообразования) официальному и опыт соответствующей работы становятся факторами увеличения «рыночной стоимости» специалиста, позволяющей ему благодаря профессиональной компетентности (и экспертности) вступать не в трудовые отношения наёмного сотрудника и работодателя, а в гражданско-правовые партнёрские отношения исполнителя и заказчика (фриланс, самозанятость, ИП).
В организации производственных процессов также происходят изменения, трансформирующие ожидания относительно профессионального мастерства, т. е. владения «ремеслом» и стандартизированными технологиями: совмещение профессий как форма гуманизации труда, работа в проектных командах с большей степенью взаимозаменяемости и т. д. Цифровизация и автоматизация процессов и операций (на уровне как физического, так и офисного труда «белых воротничков») сокращает значимость узкопрофессиональных умений работы с определённым типом инструментов или оборудования и повышает важность высокой обучаемости и быстроты освоения новых технологий, в том числе и стандартов смежных профессий.
Тенденция повышения интереса к среднему профессиональному образованию вместо высшего, в частности, объясняется потерей интереса к приобретению «абстрактных» интеллектуальных способов работы с информацией, и ростом интереса к освоению практических навыков и узкоспециализированного программного обеспечения, сопровождающего многие виды выполнения операций в рабочих специальностях. Этому способствуют и международное движение WorldSkills, и российские конкурсы профессионального мастерства, к примеру, Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности, поддерживающие развитие гибких универсальных навыков для рабочих и специалистов различных отраслей.
Всё менее правомерно говорить о том, что жёсткие навыки – это негибкие и не развивающиеся способы работы, освоенные человеком в начале получения им профессии. Это тем менее корректно, что перечни мягких и гибких навыков во многих случаях пересекаются: так, повышается роль ИТ-компетенций, владения иностранными языками и умения использовать нейросети – традиционно эти навыки относятся к жёстким, но в то же время являются универсальными и способствуют гибкости освоения и качеству выполнения новых видов деятельности. Вопросы пересечения и объединения «хард», «софт» и «диджитал» (цифровых) компетенций рассматриваются в концепции «транспрофессионализма» (Екатеринбургская научная школа Э. Ф. Зеера).
По мере развития искусственного интеллекта, квантовых и иных технологий борьба за найм и удержание хорошо образованных специалистов растёт, при этом работников побуждают постоянно осваивать новые компетенции, относимые как к группе жёстких, так и к группе гибких навыков.