Заброс по перегрузке
Забро́с по перегру́зке, характеристика устойчивости летательного аппарата и его управляемости. Термин «заброс по перегрузке» обычно используют при рассмотрении короткопериодического продольного движения, описываемого характеристическим уравнением вида ( – декремент затухания колебаний, – недемпфированная частота колебаний летательного аппарата). В практике обычно пользуются понятием относительного заброса по нормальной перегрузке на ступенчатое отклонение рычага управления продольным движением:
,
где – значение приращения (относительно ) перегрузки в первом максимуме, – установившееся значение приращения перегрузки после окончания переходного процесса, т. е., после практически полного затухания колебаний летательного аппарата. зависит от относительного демпфирования :
.
Для обеспечения приемлемого качества переходных процессов к значению заброса по перегрузке предъявляются требования: . В случае апериодического продольного движения летательного аппарата понятие «заброс по перегрузке» теряет практический смысл. Однако требования в отношении малости заброса в этом случае выполняются автоматически. При маневрировании заброс по перегрузке будет в значительной мере определяться манерой пилотирования: чем резче движения рычагом управления по тангажу, тем больше заброс. Для полёта летательного аппарата со сверхзвуковыми скоростями характерно увеличение заброса по перегрузке, особенно на больших высотах. В некоторых случаях значение заброса по перегрузке может оказаться сравнимым со значением установившейся перегрузки. Это приводит к ухудшению качества переходных процессов, значительно усложняет выполнение задач, требующих точного пилотирования, особенно при соизмеримости времени переходного процесса с периодом собственных колебаний летательного аппарата. Большое значение заброса по перегрузке нежелательно также и потому, что делает необходимым введение лётчиком дополнительных перемещений рычагом продольного управления для демпфирования движения. С другой стороны, увеличение заброса по перегрузке обычно сопровождается уменьшением времени срабатывания (времени от момента смещения ручки управления до момента, когда перегрузка впервые принимает значение ), что улучшает «хождение» летательного аппарата за ручкой и воспринимается лётчиком как улучшение управляемости летательного аппарата.
Для повышения точности и обеспечения простоты пилотирования используются автоматические устройства, наиболее простым из которых является демпфер колебаний по тангажу.