Волнин Александр Константинович
Волни́н Алекса́ндр Константи́нович [25.8(6.9).1872, село Лев Ростовского уезда Ярославской губернии, ныне село Львы, Ростовский район, Ярославская область – 1942, Москва], российский педагог, историк, библеист и писатель.
Родился в семье священника. Отец, Константин Никитич, потомственный священник, окончил Ярославскую духовную семинарию, служил в церкви села Лев, впоследствии – в Борисоглебской церкви г. Ростов, награждён орденом святой Анны 3-й степени (1902). Мать, Антонина Иоанновна (урождённая Скворцова), также происходила из семьи священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию (1893), историческое отделение Московской духовной академии (1897) со степенью кандидата богословия. Его выпускная работа получила высокую оценку экспертов, и Волнин был рекомендован на получение степени магистра богословия.
Преподавал философию, историю, еврейский и немецкий языки, а также богословские дисциплины в Псковской духовной семинарии (апрель 1898 – январь 1899), географию – в Псковском епархиальном женском училище (февраль 1899 – июль 1900).
С 1900 г. в Киеве. Преподаватель истории в Киевской духовной семинарии (1900–1901), в частной женской гимназии Львовой и Киевском художественном училище (1901–1909). Одновременно был помощником редактора журнала «Руководство для сельских пастырей», издававшегося в Киевской духовной семинарии. В 1902–1903 гг. изучал психиатрию и практическую психологию в Императорском университете Святого Владимира в Киеве (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) на курсе профессора И. А. Сикорского. В 1908 г. представил в Московскую духовную академию магистерскую диссертацию на тему: «Мессия по изображению пророка Исайи: опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исайи о лице Мессии», защита которой состоялась в 1911 г. Основные работы этого периода посвящены в основном духовной тематике: «Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл» (1899, журнал «Вера и разум»: № 2, с. 41–50; № 3, с. 79–100; № 5, с. 119–134; № 8, с. 199–213), «Печалование древнерусских пастырей за опальных» (1900, журнал «Вера и разум»: № 17, с. 261–280; № 18, с. 371–394), «Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский» (Киев, 1909) и др. Впоследствии писал также работы на историческую, социальную и психолого-педагогическую тематику: «Сословное обособление русского духовенства. Исторический очерк», «Роль женщины в первоначальной и последующей истории старообрядческого раскола», «Неплюевское трудовое братство», «Недостаток вдумчивости и излишнее усердие в просветительском деле» и др.
В 1909 г. перешёл в ведение министерства народного просвещения, в ноябре 1909 г. назначен директором Великосорочинской учительской семинарии имени Н. В. Гоголя, там же преподавал педагогику. Одновременно член школьного отделения Миргородской земской управы. В июле 1914 г. назначен первым директором Полтавского учительского института (работал в нём до июля 1917). В этот период в институте учился А. С. Макаренко. В 1917 г. Волнин, работая в Полтавском учительском институте, являлся также председателем Полтавского правления общества взаимопомощи служащих Киевского учебного округа, председателем педагогического совета первой в Полтаве частной женской гимназии В. П. Ахшарумовой (урождённая Васькова-Примакова, по второму мужу Бельская). В связи с требованием перевести обучение на украинский язык, выдвинутым в марте 1917 г. учащимися Полтавского учительского института, педагогический совет во главе с Волниным принял решение ходатайствовать перед министерством народного просвещения о переводе в русскоязычные учебные заведения. Преподавателям была предложена работа по специализации в учительских институтах, планировавшихся к открытию летом 1917 г. в разных районах страны. Волнин согласился занять должность директора учительского института, созданного в июле 1917 г. в Ново-Николаевске (ныне Новосибирск); назначен на должность с 1 августа 1917 г. В период подготовки к переезду в Сибирь, в августе 1917 г. принял участие в работе 1-го Всероссийского съезда представителей учительских институтов, проходившего в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Съезд был посвящён вопросам деятельности учительских институтов на новых принципах, введённых Временным правительством в рамках начала их реформирования (специализация обучения, равный доступ к обучению для мужчин и женщин, повышение уровня преподавания). Волнин состоял в комиссии по разработке положения и программ преподавания блока педагогических дисциплин, выступил с докладом «О постановке преподавания педагогических дисциплин в реформированных учительских институтах».
В октябре 1917 г. прибыл в Ново-Николаевск и приступил к работе в новом институте. Вместе с ним в Ново-Николаевск, спасаясь от насильственной украинизации, прибыли несколько бывших преподавателей Полтавского учительского института. Кроме исполнения обязанностей директора, Волнин занимался преподаванием логики, психологии и педагогики. Несмотря на сложную финансово-хозяйственную и политическую ситуацию, связанную с Гражданской войной 1917–1922, старался организовать полноценный учебный процесс. Ему удалось привлечь к преподаванию квалифицированных педагогов города, создать Общество по распространению педагогических знаний (руководитель в 1919–1921). Занятия в институте начались в январе 1918 г. Обучение велось по 3 направлениям: словесно-историческому, физико-математическому и естественно-географическому. Волнин планировал открыть подготовительные курсы при институте. Однако летом 1920 г. институт был закрыт с целью преобразования в новое учреждение – институт народного образования, но осенью местный отдел народного образования принял решение преобразовать его в одногодичные курсы. Усилия Волнина по сохранению института не увенчались успехом, в ноябре 1920 г. здание института было передано Сибирскому отделу образования, а институт окончательно закрыт. Волнина назначили заведующим педагогическими курсами и секцией педагогического образования в Ново-Николаевском городском отделе народного образования (преподавал также психологию на курсах). В 1921 г. он – заведующий педагогическим отделом Ново-Николаевского губернского управления профессионального образования, в 1921–1922 гг. – помощник по учебной части директора и преподаватель психологии I Сибирского опытного педагогического техникума в Ново-Николаевске. В период 1917–1921 гг. преподавал также в Первой Ново-Николаевской женской гимназии министерства народного просвещения [частная женская гимназия П. А. Смирновой (1905–1916); Третья советская школа 2-й ступени Центрального района (1920–1921)].
По приглашению Вятского педагогического института (ныне Вятский государственный университет) переехал в Вятку (ныне Киров). Преподавал в Вятском педагогическом институте по кафедре педагогики (1922–1925), заведовал педагогическими курсами переподготовки школьных работников II-й ступени при губернском отделе народного образования (1923–1925), был секретарём редакции журнала «Путь просвещения» (с 11 января 1925).
В конце августа 1925 г. с семьёй переехал в Москву. С 1925 г. – учитель школы № 1 Ярославской железной дороги. В этой школе в 1939 г. произошла его встреча с А. С. Макаренко, который во время публичного выступления перед педагогами по поводу юбилея школы с большим теплом отозвался о Волнине и отметил его влияние на свою педагогическую деятельность: «У него я заимствовал главное положение моей педагогической веры: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (Речь на юбилее школы № 1 Ярославской железной дороги // Макаренко А. С. Педагогические сочинения. Москва, 1984. Т. 4. С. 315).
В 1940 г. Волнину было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Умер в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.
Жена – Лидия Дамиановна (урождённая Макаревская), также педагог. Имел троих детей: 2 сыновей (Борис и Алексей) и дочь (Наталья).