Военные запасы материальных средств
Вое́нные запа́сы материа́льных средств, определённое количество вооружения и военной техники, боеприпасов, топлива (горючего), продовольствия, инженерного, вещевого, медицинского и другого военного имущества, которое содержится на базах и складах всех звеньев тыла и различных служб вооружённых сил и предназначено для удовлетворения материальных потребностей войск (сил) в мирное и военное время. Обычно подразделяются на расходные (текущего снабжения) и неприкосновенные запасы (НЗ).
Впервые на Руси материальные запасы целевого общегосударственного значения, прежде всего оборонного назначения, были созданы во время правления великого князя московского Ивана III Васильевича (1462–1505), установлены перечень и нормы накопления запасов, а также порядок поддержания их качественной и количественной сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать» (см.: От Приказов до Росрезерва. КоммерсантЪ). В 16 в. в рамках Большого Дворца (приказа Большого Дворца) сформировался особый Житный (Житенный) приказ, который занимался заготовкой и хранением хлебных запасов, а во всех городах Русского государства были учреждены магазины для хранения запасов хлеба. Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском потребовало создания централизованной системы снабжения войска и увеличения государственных запасов продовольствия и вооружения. С конца 16 в. хранение и выдачу казённого хлеба армии осуществляли созданные во всех городах житные дворы – местные государственные учреждения в системе Житного приказа. Государственным хлебным запасам вёлся строгий учёт, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из столицы.
Во время правления Петра I была создана единая система государственных запасов, охватывающая не только продовольствие, но и запасы для зарождавшейся промышленности. 18 февраля (1 марта) 1700 г. учреждён Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии, что позволило ввести рекрутскую повинность и создать регулярную армию, которая находилась на полном государственном обеспечении. В начале царствования Александра I в результате реформы системы центральных государственных органов в 1802 г. основано Министерство военно-сухопутных сил, в которое вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантская, Комиссариатская, Артиллерийская и Инженерная экспедиции. В 1839 г. императором Николаем I издан Свод военных постановлений, которым на Провиантский департамент возлагалось снабжение армии продовольствием, создание его запасов, постройка запасных магазинов, а также сбор сведений об урожае и ценах на хлеб. В 1864 г. создано Главное интендантское управление Военного министерства, ведавшее снабжением армии, в том числе продовольственными запасами. В 1870 г. на фабрике петербургского предпринимателя Ф. С. Азибера изготовлены первые образцы жестяночных мясных консервов, которые через 5 лет по решению Главного интендантского управления приняты на длительное хранение для обеспечения нужд армии.
В советском государстве все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на разных предприятиях, а также мобилизационные государственный и хлебный фонды были переданы в ведение Комитета резервов при Совете труда и обороны, преобразованного в 1937 г. в Управление государственных резервов при Совете народных комиссаров СССР. В 1939 г. в систему госрезервов СССР входили 16 территориальных управлений с ведением каждым от 2 до 10 баз и нескольких тысяч пунктов ответственного хранения. К концу Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. их число возросло до 40 с общей численностью работавших в них 2246 человек.
В 1990 гг., после распада СССР, по распоряжениям правительства осуществлялся выпуск из государственных и мобилизационных резервов цветных металлов, топлива, редкоземельных элементов, а на вырученные от продажи средства закупались продовольственные товары. Финансирования государственного резерва с 1992 по 2002 гг. из федерального бюджета не предусматривалось, оно было установлено лишь в 2003 г.
Военные запасы материальных средств подразделяют: по принадлежности к тому или иному звену тыла – на государственные (содержатся на базах Росрезерва), стратегические (находятся в распоряжении высшего военного командования и хранятся в центральных арсеналах, на базах и складах), оперативные (находятся в распоряжении командующих фронтов, военных округов, флотов, армий, флотилий и других объединений, содержатся на соответствующих базах и складах) и войсковые (содержатся на складах соединений, частей, кораблей, различных подразделений, находятся в боевых машинах, самолётах и т. п., а также при личном составе); по целевому назначению и порядку расхода – на расходные запасы, или запасы текущего обеспечения, а также неприкосновенные запасы, которые используются лишь в особых случаях по распоряжениям соответствующих командующих, командиров и начальников.
Размеры военных запасов материальных средств, порядок их накопления, размещения, использования в мирное время устанавливаются высшим государственным и военным руководством. При этом учитываются экономические возможности государства, оперативно-стратегическое значение театра военных действий (ТВД), его удалённость, транспортные связи, физические свойства материальных средств, наличие и состояние складских ёмкостей и др. В ходе боевых действий размеры создаваемых оперативных и войсковых запасов устанавливаются вышестоящим командованием с учётом их предполагаемого расхода, возможности подвоза, а также наличия и возможности использования местной промышленно-экономической базы. Во всех государствах мира установилась тенденция оптимально сочетать заблаговременное создание военных запасов материальных средств, номенклатура которых постоянно увеличивается, с процессом соответствующей подготовки экономики к условиям возможных войн.
В Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. №Пр-2976) основная задача обеспечения Вооружённых Сил РФ, других войск и органов материальными средствами в мирное время связана с накоплением, эшелонированным размещением и содержанием запасов материальных средств, обеспечивающих стратегическое развёртывание вооружённых сил и ведение военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных её отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного времени) с учётом физико-географических условий стратегических направлений и возможностей транспортной системы. Основная задача в период непосредственной угрозы агрессии – обеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам военного времени. Основные задачи обеспечения вооружённых сил, других войск и органов материальными средствами в военное время: а) подача запасов материальных средств с учётом предназначения группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой продолжительности ведения военных действий; б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и материальных средств в ходе ведения военных действий с учётом возможностей организаций промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.