Виницкий Всеволод Владимирович
Ви́ницкий Все́волод Влади́мирович [29.1(11.2).1915, Омск – 12.9.1992, Москва], советский и российский лётчик-испытатель 1-го класса (1953), капитан (1945), мастер спорта СССР (1962). Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и советско-японской войны 1945 г. В 1932 г. окончил Уральский геологоразведочный техникум в г. Свердловск (ныне г. Екатеринбург), в 1936 г. два курса Свердловского педагогического института. Одновременно в 1933 г. окончил Свердловскую школу лётчиков-планеристов, после чего параллельно с учёбой в институте до 1936 г. работал планеристом-инструктором в Свердловском аэроклубе.
В 1936 г. поступил в Николаевскую школу морских лётчиков Главного управления Северного морского пути, которая в сентябре 1938 г. была передана в состав Военно-Морского Флота CCCР и преобразована в Николаевское военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского. После окончания этого училища (1939) работал лётчиком-инструктором в Подольском и Шатурском аэроклубах (до 1941).
В начале Великой Отечественной войны служил лётчиком в 33-й отдельной авиаэскадрилье связи Западного фронта: участвовал в обороне Москвы, выполнял полёты по доставке грузов и людей на передовую (сентябрь – ноябрь 1941). С ноября 1941 г. лётчик 7-й отдельной авиационной эскадрильи Воздушно-десантных войск (ВДВ), в марте – августе 1942 г. командир отдельного звена связи Управления 7-го воздушно-десантного корпуса, проходившего формирование в Москве. В августе 1942 – мае 1944 гг. командир звена 2-го отдельного авиационно-планёрного полка ВДВ в г. Киржач (Владимирская область). Участвовал в переброске с помощью планёров бойцов, боеприпасов и вооружения партизанам Брянщины и Белоруссии.
С мая 1944 г. служил в 3-й авиационной дивизии связи Гражданского воздушного флота. На самолёте Ли-2 занимался перевозкой грузов и медикаментов на фронт, а также перевозкой раненых с фронта в Москву.
Участник советско-японской войны: в августе – сентябре 1945 г. командир корабля 50-го гвардейского транспортного авиационного полка 21-й гвардейской авиационной дивизии на Забайкальском фронте. В ходе Хингано-Мукденской операции подвозил на самолёте Ли-2 горючее наступающим частям 5-го гвардейского танкового корпуса. За время войны совершил 44 боевых вылета на различных самолётах и планёрах.
После войны продолжал службу в Военно-транспортной авиации. С июля 1946 г. в запасе. В 1946–1950 гг. работал лётчиком и командиром авиагруппы в Полярной авиации. Летал на транспортном самолёте Ли-2.
В 1950–1954 гг. лётчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро М. Л. Миля. Поднял в небо учебный вертолёт Ми-1У (1950), а также первый вертолёт Ми-1 из опытной серии (1950) и провёл их испытания. В 1950 г. впервые в СССР выполнил по разработанной им методике посадку вертолёта Ми-1 с выключенным двигателем на режиме авторотации несущего винта с пробегом. Первым в стране выполнил полёты на вертолёте в условиях облачности и ночью (по приборам), а также в условиях естественного обледенения. На вертолёте Ми-1 выполнил первый в стране дальний перелёт по маршруту Москва – Петрозаводск – Москва. 3 июня 1952 г. выполнил первый полёт и до августа 1952 г. провёл испытания многоцелевого вертолёта Ми-4. В декабре 1954 – апреле 1963 гг. лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (г. Жуковский, Московская область). В 1959–1960 гг. одновременно был лётчиком-инструктором Школы лётчиков-испытателей.
Провёл лётные исследования характеристик устойчивости и управляемости, нагружения несущих и рулевых винтов и конструкции на различных режимах полёта, включая манёвры на вертолётах Ми-1, Ми-4 и Ка-15; исследование флаттера несущего винта вертолёта Ми-4; исследования по выбору конструкции лопастей несущего винта повышенного ресурса с целью существенного улучшения лётных данных вертолёта Ми-4; испытания различных систем антиобледенения несущего и рулевого винтов на вертолётах, а также испытания вертолётов на прочность.
Был ведущим лётчиком-испытателем при исследовании допустимого сближения в полёте лопастей несущих соосных винтов вертолётов Ка-15 и Ка-18. Впервые в стране разработал комплекс фигур высшего пилотажа для вертолёта Ми-4 и продемонстрировал его на воздушном параде в Тушино в 1958 г. В 1959 г. участвовал в облёте винтокрыла Ка-22, после чего дал рекомендации, обеспечившие его хорошую управляемость.
Установил 5 мировых авиационных рекордов: в 1956 г. рекорд высоты с грузом 1000 кг на вертолёте Ми-4, в 1958 г. рекорд скорости полёта на 100-километровом замкнутом маршруте на вертолёте Ка-15, в 1959 г. рекорд скорости полёта на 500-километровом замкнутом маршруте на вертолёте Ка-15 и два рекорда скорости полёта на 100-километровом и 500-километровом замкнутых маршрутах на вертолёте Ми-1.
С 1963 г. работал на планёрной станции Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в посёлке Планёрское (ныне Коктебель, Республика Крым), затем оператором на вертолётном пилотажном стенде ЦАГИ, инженером отделения научно-технической информации ЦАГИ. В 1983–1984 гг. был одним из организаторов первых Всесоюзных смотров-конкурсов самодельных летательных аппаратов, проводившихся в Крыму.
Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.
Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (1985), орденом Трудового Красного Знамени (1957), медалями.