Вилькен Александр Модестович
Ви́лькен Алексáндр Модéстович (Александр Модестович фон Вилькен) [13(25)11.1874, Рига – 14.8.1934, Казань], российский педагог, библиофил, организатор профессионального педагогического образования.
Родился в семье небогатого лифляндского дворянина немецкого происхождения – коллежского асессора Модеста Вильгельма фон Вилькена. Окончил 1-ю Казанскую мужскую гимназию (1893), затем естественное отделение физико-математического факультета Императорского Казанского университета [ныне Казанский (Приволжский) федеральный университет] с получением диплома 1-й степени (1898). В 1898–1902 гг. надзиратель в Казанском соединённом промышленном училище (КСПУ; 1890), преподавал в нём также естественную историю и элементарную математику и заведовал естественно-историческим кабинетом, который самостоятельно оборудовал. Одновременно преподавал естественную историю и товароведение в женской частной гимназии с профессиональным уклоном Л. П. Шумковой (1871). В 1902–1912 гг. преподаватель естествознания, географии и физики в Казанской учительской семинарии (1872) и КСПУ, а также учитель в ряде школ Казани. Как преподаватель уделял особое внимание вопросу предметного обеспечения учебного процесса. С 1899 г. действительный член Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете.
В 1912 г. назначен первым директором учительской семинарии в г. Бугуруслан Самарской губернии (ныне Оренбургская область). В числе первых 32 выпускников – литератор Н. А. Епейкин, оставивший воспоминания о семинарии и её директоре.
Первый директор открывшегося в 1914 г. в Вятке учительского института. В кратчайшие сроки организовал приём в институт слушателей и наладил полноценный учебный процесс, оборудовал физический и естественно-исторический кабинеты. При институте открылась небольшая школа, в которой проходили педагогическую практику воспитанники. В 1914 г. в институте числились 36 учащихся и 8 преподавателей, к 1917 г. насчитывались около 100 учащихся. На женских двухлетних педагогических курсах, открытых при институте, учились по 20 слушательниц ежегодно. Вилькен использовал опыт лучших учебных заведений аналогичного профиля, в частности Казанского и Нижегородского учительских институтов. Устанавливал культурные, научно-педагогические связи с видными деятелями просвещения из других регионов, знакомил местных педагогов с развитием научно-педагогической мысли в России. Стоял у истоков создания институтской библиотеки – фундаментальной и ученической, в которой собрал учебные пособия по всем предметам учебной программы. В 1917 г. состоялся первый выпуск из Вятского учительского института (15 человек). В марте 1917 г. по требованию революционно настроенных студентов Вилькен был вынужден уйти в отставку. Уехал в Казань.
В 1917–1919 гг. преподавал естествознание, минералогию, геологию и физику в Казанском политехническом училище (1917, создано на основе КСПУ, в 1918 преобразовано в Казанский промышленный, экономический и художественный техникум); в 1919–1930 гг. профессор кафедры прикладного естествознания Казанского политехнического института (1919; создан на основе Казанского промышленного, экономического и художественного техникума). Одновременно в разные годы преподавал естествознание, физическую географию, геологию, ботанику, химию в других учебных заведениях Казани.
Вилькен сочетал педагогическую деятельность с работой в библиотеках тех учебных заведений, в которых преподавал. Активно участвовал в работе Вятской губернской общественной библиотеки имени Николая I (1914–1917; сначала член Попечительского совета, затем заведующий); заведующий библиотекой Казанского индустриального техникума (1925–1929); директор академической библиотеки Казанского политехнического института (1929–1930); с октября 1930 г. главный библиотекарь объединённой фундаментальной библиотеки трёх казанских институтов – химико-технологического, коммунального строительства и энергетического (в 1930 созданы на основе Казанского политехнического института).
Вилькен был страстным библиофилом, собрал большую личную библиотеку, содержавшую редкие издания, среди которых, по некоторым свидетельствам, первое издание «Слова о полку Игореве» – «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе ΧΙΙ столетия с переложением на употребляемое ныне наречие» (1800). Помимо литературы по специальности (педагогика, естествознание), в его библиотеке находились многочисленные книги по истории, философии, искусству, библиотековедению, языкознанию, археологии. Широко была представлена художественная литература, в том числе прижизненные издания сочинений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и др., а также «Российская грамматика Михайла Ломоносова» (1755), уникальный сборник «Мечты и звуки. Стихотворения Н. Н.» (1840) – сборник ранних стихов Н. А. Некрасова, весь тираж которого, за исключением нескольких экземпляров, был уничтожен самим автором. Библиотека Вилькена была хорошо известна в Казани. В своём доме он устроил читальню, в которой занимались студенты и школьники, преподаватели вузов и школ, друзья и знакомые, любители чтения. Ко времени его смерти в библиотеке насчитывалось 13 тыс. томов, без учёта периодики и рукописных изданий.
Вдова Вилькена, Вера Петровна (урождённая Фёдорова), продолжила пополнять библиотеку новыми приобретениями. В декабре 1950 г. передала часть библиотеки в фонд Государственного музея Татарской АССР, другую часть (около 10 тыс. экз.) в 1956–1957 гг. – в дар Казанскому филиалу Академии наук СССР (ныне Казанский научный центр Российской академии наук). Коллекция Вилькена сохранена в библиотеке центра отдельным фондом.