Виг Бутч
Виг Бутч (Butch Vig; Брайан Дэвид Виг, Bryan David Vig) (род. 2.8.1955, Вироква, штат Висконсин), американский музыкальный продюсер, композитор, ударник группы Garbage. Изучал режиссуру в Висконсинском университете в Мадисоне. Во время учёбы познакомился с С. Маркером, вместе с которым впоследствии основал группу Garbage. Тогда же записал несколько саундтреков к малобюджетным независимым фильмам, преимущественно содержащих электронную музыку. Играл в нескольких музыкальных коллективах, исполняя альтернативный рок и поп-музыку.
В 1978 г. совместно с друзьями сформировал группу Spooner, пользовавшуюся культовым статусом в Мадисоне. Занимался продюсированием первых альбомов коллектива: во многом по этой причине совместно с С. Маркером в 1982 г. (по другим данным, в 1983 или в 1984) основал собственную звукозаписывающую студию Smart Studios, услугами которой впоследствии пользовались такие коллективы, как Killdozer, The Smashing Pumpkins, Soul Asylum, Nirvana, а также Garbage. В середине 1980-х гг. вместе с Маркером Виг собрал побочный проект команды Spooner – группу Fire Town, которая со временем стала его основным предметом внимания. В 1989 г. Fire Town распалась, и Виг сосредоточился на карьере музыкального продюсера.
Первыми его заметными работами в качестве продюсера были вышедшие в 1991 г. 2 альбома, ныне регулярно входящие в списки самых важных работ современной рок-музыки, – «Gish» группы The Smashing Pumpkins и «Nevermind» – Nirvana: обе пластинки сделали соответствующие коллективы знаменитыми. При продюсировании «Nevermind» Виг использовал приёмы, характерные более для поп-сцены, нежели для альтернативного рока, такие как наложения и дабл-трекинг (англ. double tracking; технология наложения голоса исполнителя на его же собственную запись, сделанную ранее). К. Кобейн, лидер группы Nirvana, критиковавший Вига за гладкое, «глянцевое» звучание пластинки (Izhaki. 2012. P. 6–8), впоследствии признал его продюсерский талант. В 1990–2000 гг. среди наиболее известных групп, помимо упомянутых, с которыми в качестве продюсера работал Виг, – Sonic Youth, Foo Fighters, Muse.
По словам самого Вига, к моменту записи «Nevermind» он спродюсировал альбомы для «тысячи групп, в составе которых были гитара-бас-ударные» (Mapes. 2011). Во многом в силу желания расширить рамки формата альтернативной музыки в 1993 г. он с коллегами по Fire Town С. Маркером и Д. Эриксоном пригласил вокалистку Ш. Мэнсон и основал группу Garbage: он являлся продюсером и барабанщиком группы, Маркер – гитаристом, Эриксон – бас-гитаристом. Двое последних также играли на клавишных инструментах. Вышедший в 1995 г. дебютный альбом группы, «Garbage», сделал коллектив знаменитым: с тех пор Garbage выпустила в общей сложности 7 пластинок; все они были спродюсированы Вигом при участии остальных членов группы. За время своего существования коллектив получил 22 номинации на различные музыкальные награды, включая 6 номинаций на премию «Грэмми», и выиграл 7 из них.
В 2011 г. Виг организовал новый музыкальный проект – группу The Emperors of Wyoming, исполняющую альтернативное кантри. В 2017 г. объявил о создании ещё одного проекта – группы 5 Billion in Diamonds. Также известен своими ремиксами хитов известных коллективов, среди которых треки Depeche Mode, Fun Lovin' Criminals, Korn, Limp Bizkit, Nine Inch Nails и U2.
Маркер сообщал в интервью, что при создании Garbage её участники намеревались «взять поп-музыку и заставить её звучать настолько ужасно, насколько это возможно» (Scanlon. 1994). Во многом такая цель реализуется за счёт продюсирования, которым в группе занимается преимущественно Виг. Характерное плотное звучание музыки группы, во многом идущее вразрез с конвенциями мейнстримной поп-музыки, обусловлено, по его словам, опытом всех членов коллектива в работе с ремиксами. В рамках ремиксов исходный материал музыкальных номеров подвергается эклектичной обработке, вводящей в звуковые дорожки самые разные жанры и стили (More Than a Woman ... 2021). При этом для Вига такой подход – не самоцель: многие работники музыкальной индустрии, в том числе звукорежиссёры, отмечают живое и естественное звучание музыки, спродюсированной Вигом (Izhaki. 2012. P. 6). Характерный мощный, агрессивный звук его барабанов на записях Garbage и других проектов часто копируется как на записях групп близкого направления, так и в библиотеках коммерческих сэмплов. Его продюсерская работа отличается вниманием к деталям и ясностью проработки панорамы, соединёнными с пристрастием к плотному, состоящему из множества слоёв общему звучанию.