Василий (епископ Тверской)
Васи́лий (ум. 27.3.1373, Тверь), русский церковный деятель, епископ Тверской (1361–1373).
До занятия кафедры был игуменом Спасского монастыря «изъ Загородiа» в Твери [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 18. 1913. С. 23].
Рукоположен в Твери 8 августа 1361 г. митрополитом Киевским и всея Руси Алексием (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 72). Вместе с оставившим Тверскую кафедру епископом Феодором II принял участие в выдаче тверскими Рюриковичами жалованной тарханной, несудимой, грамоты тверскому Отрочу в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю (1362–1364) (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. Т. 3. Москва. 1964. № 116. С. 152). 21 марта 1367 г. совершил отпевание почившего владыки Феодора II.
Выступал последовательным сторонником великого князя тверского Михаила Александровича. В 1366–1367 гг. «по митрополичю приказу» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 81) он должен был рассудить спор, возникший из-за наследства умершего клинского князя Семёна Константиновича. Проблема была связана с тем, что Семён Константинович завещал свою часть Клинского княжества Михаилу Александровичу в обход сводного брата – князя Еремея Константиновича и дяди – кашинского князя Василия Михайловича. Епископ поддержал любимого тверичами великого князя, чем вызвал недовольство в Москве: он был вызван «приставомъ митрополичимъ» на митрополичий суд, «и тако на Москвѣ про тотъ судъ владыцѣ Василию бышеть истома и проторъ великъ» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 84). В разрешение спора во время отлучки Михаила Александровича в Великое княжество Литовское вмешалась и московские войска: «Московьскаа, тако же и Волотьскаа рать извоевавше» тверские волости и сёла, а также «власти Святаго Спаса епископья Тверьскиа» (ПСРЛ. Т. 11. 1897. С. 8). Тем не менее позиция епископа, по-видимому, осталась неизменной.
В начале 1369 г. у Василия возникли разногласия с сыном умершего в 1368 г. Василия Михайловича – кашинским князем Михаилом Васильевичем относительно перестройки кашинского Богородичного монастыря. Епископ осудил князя, который велел перенести монастырскую церковь внутрь «града», а «мѣсто то святое раскопати, и въ гробѣх мертвых кости разрушили издавна положеных черноризцевъ» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 91). После своей болезни и смерти супруги, княгини Василисы, Михаил Васильевич послушал владыку – и на прежнем месте «опять малую церковь поставили святую Троицю» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 91; позднее, по свидетельству летописца, она была разобрана). Зимой 1369/1370 г. Михаил Васильевич ездил в Москву с жалобой на владыку, однако это, вероятно, было связано с политическими вопросами.
В 1370 г. епископ был направлен великим князем тверским в Москву «любви крѣпити», но его миссия закончилась неудачно (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 92). Вместе с Михаилом Александровичем и великим князем смоленским Святославом Ивановичем был отлучён от Церкви митрополитом Алексием за участие в 1-м из походов Ольгерда 1368–1372 гг. Отлучение первоначально подтвердил и патриарх Константинопольский Филофей Коккин своей грамотой от июня 1370 г., осудив русских князей, которые, согласно жалобам из Москвы, отказывались выступать против язычников, «поклоняющихся огню» (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. 1908. Прил. Стб. 120). Однако после грамоты великого князя литовского Ольгерда к патриарху Константинопольскому (направлена осенью 1370) и визита в Константинополь в 1371 г. тверского архимандрита Феодосия митрополиту Алексию было предписано снять отлучение.
Есть основания считать, что в епископство Василия при кафедре велась летописная работа.
Был похоронен в Спасо-Преображенском соборе Твери, «на правой странѣ посторонь столпа подле церковные стѣны» (Государственный архив Тверской области. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 241об.).