Вайнер Аннет
Ва́йнер А́ннет [Аннет Барбара Вайнер (Вейнер), Annette Barbara Weiner; урождённая Коэн, Cohen] (14.2.1933, Филадельфия, штат Пенсильвания – 7.12.1997, Нью-Йорк), американский антрополог, заслуженный профессор антропологии, декан Высшей школы искусств и наук в Нью-Йоркском университете. Известна этнографической работой на о-вах Тробриан (Киривина) и разработкой концепции неотчуждаемого.
Окончила Пенсильванский университет в 1968 г. (степень бакалавра искусств) и получила докторскую степень в колледже Брин-Мор в 1974 г. Начала свою научную карьеру в 1973–1974 гг. в качестве приглашённого доцента в Колледже Франклина и Маршалла в Пенсильвании. В 1974 г. была назначена на должность ассистента в Техасском университете, а к 1980 г. получила ставку доцента по антропологии. А. Вайнер пришла в Нью-Йоркский университет в качестве профессора антропологии в 1981 г., а в 1984 г. получила звание заслуженного профессора антропологии (Kriser Distinguished Professor of Anthropology), которое сохраняла до самой смерти. С 1982 по 1991 гг. занимала должность заведующей кафедрой антропологии, с 1993 по 1996 гг. – декана Высшей школы искусств и наук в том же университете. Под её руководством были переработаны существующие программы бакалавриата и магистратуры, а также разработаны новых учебные программы по физической антропологии, археологии, лингвистике. Была одним из основателей и президентом (1988–1993) Общества культурной антропологии.
А. Вайнер также была членом Американской антропологической ассоциации (в 1991–1993 занимала пост президента), Американского этнологического общества и Ассоциации социальной антропологии Океании. Она работала консультантом в нескольких исполнительных и редакционных советах (в том числе в Совете социальных наук – с 1993; Энциклопедии культурной антропологии – с 1993; «Американской энциклопедии» – с 1993; Смитсоновской серии по этнографическим исследованиям – с 1985).
А. Вайнер стала широко известна в научной среде в 1970-х гг., когда по следам Б. К. Малиновского отправилась исследовать жителей о-вов Тробриан. В своих ревизионистских работах подвергала критике выводы его классических трудов 1920–1930-х гг. За эти публикации исследовательница была удостоена награды Американской антропологической ассоциации и Фонда С. Р. Гуггенхайма. Свои выводы А. Вайнер изложила в докторской диссертации, а затем в книге «Ценные женщины, знаменитые мужчины: новый взгляд на тробрианский обмен» (Women of Value, Men of Renown: New Perspectives in Trobriand Exchange; 1976). Диссертация привлекла к себе пристальное внимание и стала знаковой в рамках феминистской антропологии. Впоследствии были опубликованы французский перевод её диссертации (1983); а также книг «Тробрианцы Папуа-Новой Гвинеи» (1988); «Одежда и человеческий опыт» (1989).
В 1992 г. А. Вайнер опубликовала книгу «Неотчуждаемые владения: парадокс одновременного хранения и отдавания», в которой, опираясь на работы М. Мосса и Б. К. Малиновского, представила теорию ценности и обмена, которая содержит фундаментальное различие между отчуждаемыми и неотчуждаемыми формами богатства. Неотчуждаемое богатство – это владение, которое неотъемлемо связано с его первоначальным владельцем и которое в случае передачи или раздачи сохраняет связь с ним, такое богатство способно создать прочное социальное разделение. Отчуждаемые богатства, напротив, полностью теряют связь с бывшим владельцем при передаче. Она пересмотрела выводы Малиновского, уточнив роль женщин в тробрианском обществе. Одним из центральных в исследовании стал вопрос об их низком статусе. Вайнер дополнила исследования Малиновского, продемонстрировав важность женщин в структурах власти и социальных отношениях.
А. Вайнер показала, что вклад женщин был значительным, но находился вне поля наблюдения её предшественника, который сосредоточился на распределении и обмене ценностей, а не на их производстве. Исследуя ритуальный обмен кула, она описала особые предметы – плетёные юбки и пучки из банановых листьев, которые жительницы о-вов Тробриан использовали в своих церемониях дарения, приуроченных к похоронам. Они именовались «мапула» – что-то, что можно дарить множество раз без потерь для себя. Вайнер ввела специальное обозначение такого типа владения – одновременное хранение и отдавание (keeping-while-giving, буквально – сохранять, отдавая в дар). Раздачи мапула, как она показала в своём исследовании, демонстрировали неотчуждаемость женского владения. Мужское владение же, напротив, было лишь кратким периодом обладания ценными предметами, движущимися по кругу ритуального обмена, в котором участвовали лишь мужчины.
А. Вайнер также выделила несколько существенных отличий обмена кула в деревне Квайбаго (север о-вов Тробриан). По мнению А. Вайнер, кула – это не постоянно движущийся круг циркуляции богатств, обряд приобрёл важную статусную функцию, став своеобразным «состязанием» между его участниками.
Среди прочих публикаций А. Вайнер – энциклопедические статьи, обзоры и многочисленные статьи для антропологических журналов, таких как American Anthropologist, American Ethnologist и Pacific Studies.
А. Вайнер работала в рамках многочисленных исследовательских грантов и стипендий. Она вела свои этнографические полевые исследования с 1969 по 1991 гг. в различных регионах, включавших Западное Самоа, штат Техас, Пакистан, Антигуа и Гватемалу. Работала консультантом на съёмках фильма «Жители Тробрианских островов Папуа-Новой Гвинеи» (1990), который был частью сериала «Исчезающий мир» («Disappearing World»), снятого для британской телекомпании Granada Television.